Памяти митрополита Иоанна (Снычева) (1927-1995)
2 ноября ушедшего года исполнилось 25 лет со дня кончины митрополита Санкт-Петербургского и
Ладожского Иоанна (Снычева). Владыка Иоанн – одна из ярчайших личностей в истории Церкви XX
века. Богослов, историк, публицист, он громко говорил о необходимости возрождения идеалов Святой
Руси, ее духовных оснований, важнейшим из которых является православная вера.
2 ноября 2020 г. в Святодуховском центре
Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в
Санкт-Петербурге прошел вечер памяти, посвященный митрополиту Иоанну. В оглашенном
приветственном слове митрополита СанктПетербургского и Ладожского Варсонофия
было отмечено: «Митрополит Иоанн совершал
служение в непростое время
начала религиозной свободы
в нашей стране. Да и может ли оно когда-либо быть
простым для тех, кто ведет
неустанную борьбу с духами
злобы поднебесной, живущими, по словам апостола
Павла, в сынах противления?! Святитель – яркий
и убедительный пример
такой борьбы. <…> Будучи
лично знаком с владыкой
Иоанном, могу сказать,
что любили его люди за
безграничную любовь к народу, за глубокие
духовные прозрения, простоту и одновременно
мудрость. Благодаря дару вдохновенного слова
он приводил людей к Богу и был им духовником. Иерарх был большим молитвенником.
Со многих концов страны к нему приезжали
за духовным советом, и он находил нужные
слова, помогал, вселял надежду».
Приведем несколько воспоминаний людей, хорошо знавших владыку.
Николай Симаков, церковный историк,
публицист, общественный деятель:
«На протяжении всей истории нашего
Отечества в эпохи духовной смуты и разорения государства промыслительно появлялись великие молитвенники, заступники и
печальники Земли Русской. Они возвещали
народу правду Божию, выводили его на путь
спасения и единства, бесстрашно обличали
грехи и пороки. Вот и на исходе XX века
наш многострадальный народ, измученный
новой смутой и разорением страны, нашел
своего пророка в смиренном митрополите
Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне…
После долгих лет вынужденного молчания
Русская Православная Церковь в лице владыки
Иоанна заговорила в полный голос о самых
важных вопросах и проблемах жизни России.
Выступления и статьи митрополита Иоанна сняли табу с различных вопросов, десятилетиями
умалчиваемых, открыли для многих Православие как великую духовную и нравственную
силу возрождения России. Владыка неустанно
стремился к воцерковлению нашего народа.
В эти годы под видом "обретенных свобод"
в нашем обществе началось соблазнение людей
"золотым тельцом", культом наживы: страну
захлестнула волна сектантства, оккультизма,
колдовства. Появились многочисленные западные проповедники, лжеучители, сеющие
ереси и расколы. Началась религиозная война.
Именно владыка Иоанн указал на опасность,
которая постоянно угрожала Православию
и России со стороны агрессивного Запада,
стремящегося завладеть душой нашего народа,
вытесняя из духовной жизни веру в Бога, порабощая грехом сребролюбия.
На вопросы, как спасти народ и страну от
этого зла, владыка отвечал: "У нас есть единственный путь спасения – путь объединения
вокруг наших вековых святынь, возрождения
русской соборности и державности, духовного
прозрения и очищения. Сумеем пробиться
к Богу сквозь толщу лжи и клеветы, нагроможденную христоненавистниками – значит,
сумеем возродить Святую Русь…"».
Анна Радзивилл, писатель, лауреат Всероссийского конкурса мастеров короткого рассказа
имени Василия Шукшина:
«Осень 1994 года, багряная, роскошная
– конец октября. Я быстро иду через старый
парк к Духовной академии, но разглядывать
ее красоты мне некогда – очень я волнуюсь:
несу письмо митрополиту Иоанну от Ленинградской организации Союза писателей России.
Я несу владыке приглашение стать членом
Союза писателей (полторы странички писала
всю ночь). "Ваши статьи и книги, – сказано
там, – сделали вас властителем дум, одним
из самых талантливых и блестящих писателей современности. Позвольте выразить
искреннюю надежду, что ответ ваш будет
положительный, ибо, как сказано в
Библии, "зажженную свечу ставят
не под спудом, а в подсвечник,
чтобы светила всем…". Я оставила письмо на вахте и отправилась
домой. Только вошла – зазвонил
телефон: "Сейчас с вами будет
говорить митрополит…".
– Анна Павловна? Здравствуйте, – я услышала мягкий и ясный
голос с таким редким в наше время
родным русским выговором. – Я
получил ваше письмо. Спасибо. Я
согласен, – просто сказал владыка.
– Да? Я очень рада. Но… мне
ведь нужен ваш официальный ответ.
– Хорошо. Приезжайте ко мне завтра на
Каменный остров. Это ведь от вас недалеко?
Судя по номеру телефона, мы с вами соседи.
Вы на Петроградской живете?
Когда на следующий день я вошла в его
парадный кабинет, он протянул мне обратно
мое письмо, где в уголке сверху было написано: "Согласен. 23.X.1994 г. Митр. Иоанн".
Я не знаю писателя, который бы так просто
отдал обратно написанные ему слова признания и восхищения. На бланке с печатью. Этот
человек жил по каким-то другим, непонятным
для нас законам. И надо сказать, люди, начиная общаться с ним, менялись незаметно для
себя. У него было редкое умение вызывать из
глубины души все самое лучшее, что в тебе
есть. Так, писатель, который раньше мог позволить себе во время обсуждения наших дел
сказать что-нибудь резкое, даже выскочить,
хлопнув дверью, сидел теперь, как отличник
на любимом уроке. Никто и ни на что уже не
жаловался в Москву. В конце концов писатели на собрания организации стали ходить с
женами и детьми. Как на праздник.
…Просторный, медового цвета кабинет академика Углова в хирургической клинике. После
пожара в Доме писателя мы собираемся здесь.
Владыка в черной рясе, в белом клобуке, со
сверкающей панагией на груди, сидит в центре.
Он говорит простые, ясные слова, но я опять
отчетливо понимаю: этот человек живет по
каким-то другим, своим законам.
– Спасибо за доверие, которое вы оказали
моему недостоинству… Писатель-то я, конечно,
негодный, но все-таки если какое-то слово мое
доходит до вас – я этому рад.
"Боже мой, что он говорит! и ведь он говорит это искренне. Какое смирение и скромность! Его публичные проповеди собирают
тысячи благодарных слушателей, и верующих,
и атеистов, а книги "Битва за Россию", "Самодержавие духа", "Одоление смуты" расходятся
нарасхват, издаются и переиздаются!"
– Слово писателя – оружие. Но оружием
этим надо владеть. В своих творениях надо
отражать самое основное и главное. В нашем,
русском, человеке надо возродить национальное самосознание, потому что последние десятилетия Русь жила в унижении. Русофобия расцветала, а русскому народу простору не
давалось… Почему мы сегодня находимся в
таких трудных условиях? Потому что мы еще
не возродили своего русского самосознания…
(Хорошо-то как, что все это слушает молодежь – Гриша Углов с женой Сашенькой,
Арина, дочка нашего писателя Анатолия Стерликова, мои дочери Ольга и Лиза. С горящими
глазами они тихо сидят в уголке кабинета. А
в приоткрытых дверях возникают смущенные
больные из клиники, в тапочках и халатах.
За ними – молодые хирурги. Эти вообще, помоему, боятся дышать).
– Не такие уж мы дурачки, как нас иногда
изображают люди, не расположенные к русскому народу. Русский человек имеет способности
ко всему. А самая главная наша способность
– душевная доброта и сочувствие, участие в
беде и страданиях… Желаю, чтобы наши с
вами труды были направлены к духовному возрождению и обновлению нашей Святой Руси.
Помощи вам Божией в этом деле!
…Этот человек удивлял меня все больше
и больше. При всей своей огромной занятости
он находил время участвовать в делах нашей
организации вдумчиво и серьезно. Читал книги
писателей, которых мы собирались пригласить
в Союз. Я приходила в особняк на Каменном
острове. Теперь он принимал меня в келье
на втором этаже. В простой рясе, в сиянии
седых волос вокруг милого русского лица. В
руках книга Ивана Приймы "Голоса Сербии".
– Прочел. Понравилось. Он написал о
Сербии правду, это главное.
– А вы… Почему вы никогда и ничего
не боитесь?
– Как же… Греха боюсь! – смеется он. –
Боюсь… А чего ж еще бояться?
По материалам сайтов:
Православие.ру, Патриархия.ру
|