Размышления православной мирянки
«НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ»
Так мы говорим большей частью в шутку, когда хотим оправдать свой поход в кино
или на другое зрелище, готовы предаться
развлечениям, когда плоти нашей сытно и
тепло, но хочется чего-нибудь еще. Редко
кто подкрепляет себя этой
истиной, отказываясь от
мирской суеты, во многом
обделяя себя ради ближнего и делясь с ним, что
имеет, – последним. Мало
кто вообще знает, что в
полном виде оно звучит
так: «Не хлебом единым
жив будет человек, а всяким словом Божиим».
Вот эта вторая часть
азбучной истины, или
евангельских слов Христа,
была отсечена так же, как
пытались отсечь от нашей
жизни и Самого Бога. И
пошла гулять по миру кастрированная фраза – «Не
хлебом единым», – и все.
Кому-то надо было, чтобы
не помнили люди Того,
Кто ее сказал, при каких обстоятельствах
и для чего.
Истинно же было так: сорок дней Иисус
провел в пустыне и был искушаем дьяволом,
и не ел в те дни ничего, и по прошествии
взалкал. И сказал Ему тогда дьявол: «Если
Ты – Сын Божий, вели этому камню сделаться хлебом». И ответил ему Иисус: «Писано, яко не хлебом единым жив человек,
но всяким глаголом Божиим».
По нашему прискорбному маловерию,
а то и вовсе безверию, мы не верим, что
слово Божие может питать человека. Рассказы о манне небесной для евреев по их
исходе из Египта, о том, как Христос пятью
хлебами накормил пять тысяч человек,
– воспринимаются нами как библейские
предания.
Но есть исторические факты, более
поздние – после того, как проповедано было
миру Евангелие. Святая Мария Египетская,
которая, еще будучи блудницей, удалилась
в пустыню с одним хлебным караваем в
руках. Она провела там 18 лет и не видела
больше другой пищи. Никогда не читавшая
Священного Писания, к концу своего подвига знала его наизусть: слово Божие непостижимым для нас образом было открыто ей в пустыне.
А наши столпы духа – Сергий Радонежский, благословитель Куликовской битвы,
Серафим Саровский и многие, несть числа
им, другие монахи… Сергий Радонежский,
будучи младенцем, отказывался от материнской груди по средам и пятницам, то есть в
постные дни. Серафим Саровский большую
часть своей монашеской жизни питался
одной лишь травкой сниткой, а когда случался у него скудный пай хлеба, он делил
его с прирученным медведем. При этом
оба старца были могучего телосложения и
недюжинной физической силы.
А скольким простым людям, мирянам,
Господь невидимою десницею давал помощь,
питал словом Божиим и устраивал пути их.
Сегодня же за грех богоотступничества
России посланы страдания. В плачевном
состоянии пребывает душа народная. Люди
не ищут покаяния, не пребывают в молитве,
они, прежде всего, ищут хлеба насущного и
ради него идут не только на компромисс, но
и на преступление заповеди. Они мечтают
найти такую «золотую середину», чтобы
грешить и Бога не гневить. Меж тем, известно, что нельзя служить двум господам:
Богу и мамоне.
|