доклад на Филофеевских образовательных чтениях 2019 г.)
Цель моей работы – узнать о жизни
моего прадеда Степана Ивановича Лаженцева, собрать документы и материалы,
относящиеся к его жизни, и сохранить их
для потомков. Начала я собирать материалы
относительно недавно, два года назад, поступив в регентскую школу при Тобольской
духовной семинарии.
Привожу рассказ, который вырос из
семейных преданий и различных архивных
документов.
История храма Богоявления, в котором
служил отец Стефан, берет начало с 18
века и связана с приходом на Кондинскую
землю митрополита Филофея Лещинского,
посланного Петром I для проповеди Евангелия сибирским народам.
Родился Степан Иванович Лаженцев в
1881 (1882?) году в семье камышловского
мещанина Ивана Михайловича Лаженцева.
Сведений о семье и детских годах пока не
найдено. В 1899 году поступил в Тобольскую
духовную семинарию. В классе обучалось
тогда 30 человек. Вышел из 1-го класса
согласно прошению и определен псаломщиком Христорождественской церкви села
Пауло-Шаимское Туринского уезда. Cостоял
учителем и законоучителем при Шаимской церковной школе грамоты. В январе
1906 г. перемещен псаломщиком к церкви
Казанской иконы Божией Матери в селе
Сусловское Курганского уезда. С ноября
1906 г. перемещен псаломщиком в церковь
Рождества Христова села Сосьвинское Березовского уезда.
Преосвященнейший Варнава (Накропин),
епископ Тобольский и Сибирский, будучи
летом 1915 года в поездке по тобольскому
северу, 6 августа рукоположил Степана в
сан диакона.
В октябре 1915 года отец Стефан перемещен к градо-Березовскому Воскресенскому собору, где до июля 1918 года служит
штатным диаконом. В 1915 году назначен
учителем пения смешанного приходского
училища.
Клировые ведомости Березовского собора за 1915 год сообщают, что диакон
Стефан Лаженцев, 33 лет, был женат на
Анне Иоанновне, 23 лет. Всего у них родилось 13 детей, выжили шесть.
Во священника Стефан Лаженцев был
рукоположен 11 июля 1918 года временным
управляющим Тобольской епархией Преосвященнейшим Иринархом (СинеоковымАндриевским). Переведен в село Болчары
Тобольского уезда, где служил настоятелем
Богоявленской церкви до самого закрытия
в 1930 году.
Фотографий отца Стефана пока не удалось найти. О внешности можно определенно
сказать, что у него были крупные темные
кудри. Также он владел игрой на скрипке.
Жена, Анна Ивановна Бешкильцева, родилась в 1893 году в с. Сартынья Березовского уезда. Отец Анны, Иван Михайлович
Бешкильцев, вышел из духовного сословия,
был купцом. В 1921 году семья Бешкильцевых была жестоко раскулачена.
Нужно заметить, что священнический сан
мой прадед, отец Стефан, принял в 1918
году, когда гонения на Церковь уже захлестнули нашу страну. Уверена, что он сделал
это осознанно: желая послужить Христу, понимая, что это, возможно, повлечет гонения
на него и семью. Такой крепкой была вера
наших дедушек и бабушек, таким сильным
было желание послужить Церкви и людям.
Отца Стефана, грамотного и имевшего
хороший почерк, принуждали быть писарем в
сельсовете, но он категорически отказался.
Тогда власти стали искать повод для его
ареста. Повод нужно было придумать, и его
создали, «машина» закрутилась, дело стало
набирать обороты. Подговорили местную
жительницу (которая имела конфликт с руководством совхоза), отстраненную от работы
(за кражу сливок), получившую реальный
срок (за поджог крыльца дома и подбрасывание анонимных записок с угрозами в адрес
существующей власти), сказать в суде, что
всему этому ее научил поп Лаженцев. Пообещали за это сбавить срок с 10 до 5 лет.
В итоге Остяко-Вогульский окружной
суд обвинил отца Стефана Лаженцева по
ст. 58-8 УК и приговорил 8 июня 1933 года
к высшей мере наказания – расстрелу. На
обжалование данного приговора в Уралоблсуде дали 72 часа.
Мы знаем, что до расстрела отец Стефан
не дожил. Его мучили, держали в холодном
сарае без одежды. Сколько времени точно
он там находился и как с ним обращались,
мы можем только догадываться.
В бессознательном состоянии его привезли к дому и выгрузили на землю. Матушка
Анна занесла его домой. Пытались отогреть
отца Стефана на печи, он прожил три дня.
Затем ночью мирно отошел ко Господу.
Думая, что он еще жив, утром за ним
пришли снова, чтобы исполнить приговор и
расстрелять, но уже не успели: его душа
мирно отошла ко Господу. Как впоследствии
сказала матушка Анна: «Не дал Господь
больше над ним галиться».
Матушка со старшим сыном Алексеем похоронили отца Стефана далеко за пределами
кладбища и без опознавательных знаков,
поскольку власти запретили им хоронить на
кладбище и обозначать могилу, опасаясь,
что будут приходить люди. Возможно, и сами
они опасались надругательств со стороны
некоторых людей. Место захоронения и в
наше время остается неизвестным.
В годы Великой Отечественной войны
Анна Ивановна трудилась на Нахрачинском
рыбзаводе. Сын Алексей с марта 1942 года
числится пропавшим без вести в боях за
Москву.
Дочь Александра с 1939-го по 1942-й
прошла обучение на акушерских курсах, всю
жизнь посвятила медицине. Моя бабушка
Варвара была младше и тоже очень хотела
быть медиком, однако ей тогда не разрешили. Она, как сестры Ульяна и Мария, стала
бухгалтером. Младший сын Георгий трудился
рабочим на рыбзаводе.
Стойкость в вере наших прадедов давала
силы их детям выжить в тяжелейшие годы
войны. Отсюда и массовый героизм наших
воинов. Их крепость веры помогает и нам
обрести жизненные ориентиры, нравственные идеалы.
Благодарна за помощь в сборе и подготовке материалов по родословной моей
маме Надежде Дмитриевне Змановской,
а также сотруднику Ханты-Мансийского
госархива Лидии Михайловне Завьяловой,
сотрудникам Тобольского госархива.
Марина ЧИНОВА,
воспитанница иконописной школы
при Тобольской духовной семинарии
|