Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Если в отношении к обычному
порядку дел верно присловие: век живи, век
учись, – то тем паче оно
приложимо к молитве, действие которой не должно
иметь перерыва и степени
которой не имеют предела.
Припоминаю мудрое обыкновение древних святых
отцов, по которому они,
приветствуя друг друга при
свидании, не о здоровье и
не о чем другом спрашивали, а о молитве, говоря: как
идет, или как действуется,
молитва? Действие молитвы у них было признаком
жизни духовной, и они
именовали ее дыханием
духа. Есть дыхание в теле
– живет тело; прекратится
дыхание – прекращается жизнь. Так и в духе.
Есть молитва – живет дух; нет молитвы – нет
жизни в духе.
Не всякое, однако ж, совершение молитвы
или молитвословие есть молитва. Стать пред
иконою – дома или здесь (в храме – ред.)
– и класть поклоны – не есть еще молитва,
а принадлежность молитвы. Читать молитвы
на память или по книжке или слушать другого, читающего их, – еще не есть молитва,
а только орудие или способ обнаружения и
возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим
благоговейных чувств к Богу: чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания,
сокрушения, покорности воле Божией и прочих.
Вся забота наша должна быть о том, чтоб во
время наших молитвословий сии и подобные
им чувства наполняли душу нашу, чтоб, когда язык читает молитвы или ухо слушает, а
тело кладет поклоны, сердце не было пусто,
а в нем качествовало какое-либо чувство, к
Богу устремленное. Когда есть сии чувства,
молитвословие наше есть молитва, а когда
нет – оно не есть еще молитва.
Кажется, что бы проще и естественнее
для нас, как не молитва, или сердца к Богу
устремление? А, между тем, оно не у всех
и не всегда бывает. Его надо возбудить и
возбужденное укрепить, или, что то же, надо
воспитать в себе дух молитвенный. Первый к
сему способ есть – читательное или слушательное молитвословие. Совершай, как следует,
молитвословие – и непременно возбудишь и
укрепишь восхождение в сердце твоем к Богу,
или войдешь в дух молитвенный. В молитвенниках наших помещены молитвы святых отцов
– Ефрема Сирианина, Макария Египетского,
Василия Великого, Иоанна Златоуста и других
великих молитвенников.
Будучи исполняемы духом
молитвенным, они изложили внушенное сим духом в
слове и передали то нам.
В молитвах их движется
великая сила молитвенная,
и кто всем вниманием и
усердием приникает в них,
тот, в силу закона взаимодействия, непременно
вкусит силы молитвенной,
по мере сближения настроения своего с содержанием
молитвы.
Чтоб молитвословие
наше сделать нам действительным средством к
воспитанию молитвы, надо
так совершать его, чтобы и мысль и сердце
воспринимали содержание молитв, составляющих его. Укажу для сего три самых простых
приема: не приступай к молитвословию без
предварительного, хотя краткого, приготовления, не совершай его кое-как, а со вниманием
и чувством, и не тотчас по окончании молитв
переходи к обычным занятиям.
Пусть молитвословие есть у нас самое
обычное дело, но никак нельзя, чтоб оно не
требовало приготовления. Что обычнее читания
или писания для умеющих читать и писать?
Между тем, однако ж, садясь писать или читать,
не вдруг начинаем дело, а медлим несколько
пред тем, по крайней мере, столько, чтоб поставить себя в пригодное положение. Тем паче
необходимы пред молитвою приготовительные
к молитве действия – особенно тогда, когда
предшествовавшее занятие было совсем из
другой области, нежели к какой относится молитва. Итак, приступая к молитвословию, утром
или вечером, постой немного, или посиди, или
походи и потрудись в сие время отрезвить
мысль, отвлекши ее от всех земных дел и
предметов. Затем помысли, кто Тот, к Кому
обратишься ты в молитве, и кто ты, имеющий
начать теперь сие молитвенное к Нему обращение, – и соответственное тому возбуди в
душе настроение самоуничиженного и благоговейным страхом проникнутого предстояния
Богу в сердце. В этом все приготовление –
благоговейно стать пред Богом – малое, но
не малозначительное. Тут полагается начало
молитвы, доброе же начало – половина дела.
Печатается по сочинению:
«Четыре слова о молитве», Слово 1-е
|