Об авторе:
Протоиерей Олег Врона родился 17.09.1953 г. в г. Магадане, в семье военного. В
1978 году переехал в Эстонию и в том же году, в день апостолов Петра и Павла, рукоположен в Пюхтицкой обители во диакона митрополитом Таллинским и всея Эстонии
Алексием (Ридигером). С 1978 по 1985 год заочно обучался в Московской духовной
семинарии и академии.
До рукоположения в сан священника, совершившегося 28 апреля 1981 года, отец Олег
состоял штатным диаконом Пюхтицкого монастыря. С 1981 года по настоящее время
является настоятелем Никольской церкви в Таллине. Публицист, автор-исполнитель песен.
Отец Иоанн приезжал в Пюхтицы за
время моего там служения не один раз.
Высокий, грузный, чернявый, но уже изрядно поседевший. На вид ему было около
шестидесяти. Взгляд у него был строгий, и
мне он казался человеком неприветливым
и к общению не располагающим. Еще одна
деталь усугубляла впечатление неприветливости этого, как я слышал, достойного
пастыря: шрамы в виде довольно глубоких
впадин на обеих щеках. Нередко отец Иоанн
участвовал в монастырских службах, и тогда
во время произнесения им богослужебных
возгласов или чтения акафиста у него очень
явно обнаруживался дефект речи: что-то
вроде сильной картавости. Легко можно было
предположить, что шрамы на щеках и дефект
речи как-то между собою связаны, но как
– это оставалось какое-то время для меня
загадкой. И вот как-то раз один священник,
знавший хорошо отца Иоанна, рассказал, что
тот воевал и имеет награды. Улучив момент,
я спросил, не с войны ли у него шрамы на
щеках, и этот священник, подтвердив, что
шрамы эти отец Иоанн получил на войне,
поведал поучительную историю о том, как
это случилось.
Отец Иоанн попал на фронт в самом начале войны и был рядовым бойцом. Воевал,
получил боевые награды. Был ранен… но не
в героическом сражении, а по собственной
оплошности. Его подвела страсть к курению.
На фронте курили, как известно, чуть ли не
все поголовно. Но если бойцы шли в разведку или если немецкие снайперы начинали
«пошаливать», то курение на открытом воздухе в ночное время строго запрещалось,
поскольку огонек папиросы или цигарки немедленно мог стать для снайпера удобной
мишенью. Так и случилось с будущим отцом
Иоанном: он стал легкой добычей для снайпера. Пуля пробила обе щеки навылет, слегка
задев язык. Чудо спасло незадачливого курильщика от неминуемой смерти и заставило
его переосмыслить всю свою жизнь.
Пережив как бы второе рождение, отец
Иоанн, хотя и прежде был верующим человеком, после этого случая твердо уверовал
в Промысл Божий и после войны решил
посвятить себя служению Богу и стать священником. Когда я слушал эту историю, мне
невольно вспомнились слова 117-го псалма:
«Наказуя наказа мя Господь, смерти же не
предаде мя». Помню еще, что был у меня
порыв спросить у рассказчика, бросил ли
боец курить после такого страшного урока,
но не спросил, убедив себя, что по-другому
и быть не могло, коль скоро эта страсть
едва не стоила ему жизни.
Я не могу осуждать курящих людей, могу
им только сочувствовать. По той простой
причине, что сам когда-то был пристрастен
к курению. Очень хорошо помню тот зимний
морозный вечер, когда я впервые не то что
закурил – курением это еще нельзя было
назвать – только попробовал вдохнуть в себя
дым от папиросы, сделал первую затяжку. Мы
со старшим моим братом Борей и его дружком Женей шли по заснеженной и почти безлюдной улице маленького сибирского городка.
Мне было одиннадцать, брату и Женьке – по
тринадцать лет. Оглянувшись по сторонам
и убедившись, что никого из взрослых поблизости нет, Женька сунул руку в карман
зимней куртки и достал тощую пачку «Беломорканала». Вынув из пачки две, возможно,
последние, «беломорины» и терку-чиркалку
с несколькими спичками, Женька с братом
остановились, чтобы добыть огонь и закурить.
Стоит упомянуть, что коробки со спичками
многие знакомые мне малолетние курильщики
в карманах не носили, поскольку в неполном коробке спички предательски издавали
характерные звуки, по которым родители и
учителя могли легко изобличить курильщика,
а обходились теркой и рассыпными спичками.
Немало из этих курильщиков, которым отцы
драли уши и устраивали порки и за меньшие
провинности, чем курение, из страха перед
родительским гневом предусмотрительно дырявили карманы курток и пальто, чтобы терка
и спички проваливались за подкладку. Эта
хитрость, как правило, срабатывала, так что
если мать такого отпрыска бралась, например,
пришить покрепче разболтавшуюся пуговицу
на куртке или пальто своего сына-курильщика,
то последнему можно было не опасаться, что
из кармана посыплются злополучные спички.
Итак, чиркнув спичкой о терку, Женька
тут же сложил ладони «домиком», защищая
пляшущий огонек занявшейся спички от дуновения ветра, и дал сначала моему брату
прикурить папиросу, затем закурил сам.
Струйки теплого дыма, выпущенные изо рта
юными курильщиками, бойко устремились
вверх и быстро растворялись в морозном
воздухе. Заметив, как я пристально наблюдаю
за этим процессом, Женька протянул мне
свою горящую папиросу и дружески спросил:
«Курнешь?» «Не-е, – протянул я и добавил:
– Что-то не хочется». «Значит, кишка тонка»,
– задиристо отрезал Женька и ловко натянул
мне шапку на глаза. Я замахал руками, пытаясь достать туловище длиннорукого Женьки,
и, не дотянувшись до него, с обидой в голосе
произнес: «Не тонка, просто не хочется».
«Ну, если не тонка, тогда курни, покажи,
что ты пацан», – не унимался Женька. «Да
ладно, отстань от него, – вступился за меня
Борька, – еще накурится, успеет». Задетый
Женькиной задиристостью, я, не пожелав
воспользоваться Борькиным заступничеством,
вызывающе сказал: «Ну давай, курну. Подумаешь, велика важность!»
Взяв папиросу из рук Женьки, я набрал
в рот побольше дыма и тут же выпустил его
перед носом приставучего Женьки. «Ну что
это за затяжка! – разочарованно протянул Женька. – Ты в
себя вдохни». Я взял папиросу
и повторил то же самое, в ответ на что Женька неприлично
выругался, а Борька добродушно рассмеялся. Между тем,
увлеченные своим разговором,
мы незаметно для себя догнали
одного пешехода – медленно
идущего грузного пожилого
мужчину с перекинутой через
плечо парой крупного размера
валенок. «Вот, смотри, как
надо делать, – начал Женька
свой урок. – Набери в рот
дыма и, вдыхая дым в себя,
скажи: “И-и-и, какие сапоги!”»
Я тут же набрал в рот дыма
и, сколько было сил, проговорил эти нелепые
слова, вдохнув при этом дым как можно
глубже: «И-и-и, какие сапоги!»
Очевидно, услышав это, идущий впереди
мужчина, не поворачивая головы, внятно
произнес: «Не сапоги, а валенки». Женька с
Борькой с хохотом упали прямо в снег рядом
с тротуаром, куда и я только что свалился, задыхаясь от приступа кашля после злополучной
затяжки. Последующие, более осторожные,
попытки курить взатяжку уже не доставляли
мне таких неприятных ощущений, и вскоре
я стал заправским малолетним курильщиком
с заначками папирос за радиатором в подъезде нашего дома и с терками-чиркалками
и рассыпными спичками в подкладках своей
одежды.
Надо сказать, что по временам у меня
возникало искреннее желание справиться
с этой вредной привычкой. Помню, как однажды, учась в седьмом классе, мы с моим
другом Сашкой Ивко, торжественно выкурив
по последней папиросе «Палехский баян»,
дали клятвенное обещание больше не курить,
но продержались только пару дней и опять
закурили. Постепенно эта привычка стала
неотъемлемой частью жизненного уклада:
утро начиналось с сигареты, после завтрака
– сигарета, перерыв в учебе или работе –
сигарета, повод к радости – сигарета, повод
к неприятности – сигарета и так далее. Ни
занятия пением, ни служба в армии не заставили меня преодолеть эту нездоровую тягу
к курению. И только когда пришел к вере и
стал воцерковляться, я осознал, что курение,
по крайней мере для меня, неофита, несовместимо с христианской жизнью. Напрягая всю
свою волю, я стал предпринимать попытки
бросить курить, но мне это долго не удавалось. Я перепробовал несколько вариантов
антиникотиновых таблеток, рекомендуемых
заядлым курильщикам, но эта стойкая зависимость была сильнее. Наконец, однажды,
идя по безлюдной дорожке в городском парке,
я обратился ко Христу и, не подбирая слов,
просто с полным доверием поведал Ему
о своих тщетных попытках бросить курить.
Признав, что своими силами мне с этим не
справиться, попросил: «Господи, помоги!»
Чудо произошло быстрее,
чем я мог ожидать: в тот же
день я вдруг почувствовал, что
освободился от этой страсти.
При этом я отметил, что отвращения к курению у меня
не возникло, дым от сигарет
мне был все так же приятен,
но вместе с тем у меня не
было больше никакой тяги к
курению. В какой-то момент
ко мне пришел помысел: теперь ты можешь курить или
не курить – все равно, ведь
ты освобожден от этой зависимости. Отогнав этот лукавый
помысел, я утвердился в мысли, что это освобождение от
курения мне дано при условии,
что я никогда, ни при каких обстоятельствах
не только не закурю, но даже не сделаю ни
одной затяжки. Прошло не меньше месяца,
прежде чем я, наконец, свободно выдохнул
и сказал себе: «Милостью Божией я бросил
курить!» До этого я не смел и помыслить так,
боясь, что привычка вновь вернется ко мне.
Первые месяцы и даже годы после того,
как я бросил курить, мне приходилось себя
контролировать, если я вдруг оказывался в
компании курильщиков, особенно если было
застолье с алкоголем. Постепенно позывы к
курению совершенно ослабли и прекратились,
но и сегодня я отношусь к этому дарованному
мне освобождению от курения не только с
благодарностью Богу, но и с необходимой
осмотрительностью, памятуя библейскую заповедь: «Не искусиши Господа Бога твоего».
А разве можно по-другому?
Протоиерей Олег ВРОНА,
Православие.ру
|