«Встань, спящий, и воскресни из мертвых,
и освятит тебя Христос» (Еф. 5, 14)
Каждый здравомыслящий человек задумывается над смыслом земной жизни.
Тем более что она по историческим меркам
весьма коротка и похожа на мгновение.
Такие мысли чаще приходят накануне Рождества Христова. Действительно, жизнь – дар
Божий. Исторические факты, изложенные в
Библии, показывают, что жизнь человека
временем не ограничена, бесконечна.
Всему, что сотворил, Бог даровал вечную
жизнь. Человека – как венец Своего творения – поставил царем, чтобы он управлял
всем сотворенным миром так, как бы
хотел его Творец. Человеку была предложена райская жизнь. Гарантом этого
было послушание Богу – Творцу красоты
мира, в котором жил человек.
Наши прародители Адам и Ева были
предупреждены о том, что познание
большего, чем предусмотрено послушанием, будет не во благо им и потому запрещено Богом. Враг рода человеческого
диавол решил воспользоваться этим запрещением. Он солгал человеку – Еве,
сказав, что если она съест запретный
плод с древа познания, то будет еще
счастливей. Ева поверила лжи, вкусила
запретный плод и обольстила Адама.
Вкусив запретный плод, прародители
лишились всех благ, данных им Богом при
сотворении. С тех пор жизнь для них стала
трудной, лишенной Божией помощи. Как наказание за преслушание, они были изгнаны из
рая, перенося скорби, болезни, лишения. Мир,
в котором они стали жить, оказался для них
враждебным. С этих пор диавол не оставлял
человека и постоянно осложнял его жизнь,
стараясь погубить человека, созданного по образу Божию. Ненавистник Богу диавол вредил
человеку и по зависти – как бы в отместку
за то, что он сотворен по образу Божию и
принадлежит Богу как Творцу.
Желая вразумить человека, Бог многократно посылал пророков для убеждения
человека в гибельности пути, предложенного диаволом, врагом рода человеческого.
Однако человечество упрямо шло к своей
погибельной цели, не слушая пророков, утопая во зле, разврате и ожесточении. Жизнь
казалась для человека сплошным мучением,
и порой он даже желал своей кончины.
Для спасения человека нужно было сотворить чудо – и Бог сотворил это чудо,
пожертвовав Своим Сыном для вразумления и спасения человечества. Сын Божий,
как сказано, преклонив небеса, пришел на
землю, воплотившись через рождение от Марии, чудным образом сохранившей девство
и после рождения Богомладенца, ставшего
Сыном Человеческим.
В то время, когда совершалось это величайшее событие на земле, большинство людей
спало. Рождество Господа нашего Иисуса
Христа возвестил небесный ангельский хор.
Пастухи, сторожившие ночью стадо овец, пошли
узнать, что случилось, и нашли Младенца, лежащего в яслях в вертепе, служившем укрытием
для овец в непогоду. О чудо! – от Младенца
излучался дивный свет. Волхвы – ученые
звездочеты – узнали об этом событии, увидев
новую звезду, появившуюся на небе, которая
стала для них вифлеемской путеводительницей
к яслям родившегося Богомладенца.
Узнав об этом событии, люди встревожились; особенно испугался царь Ирод. С
этого времени он начал гонение на Иисуса
Христа. Ему не удалось обмануть волхвов,
которые не показали ему, где родился Богомладенец. По приказу разгневанного Ирода
было убито 14 тысяч вифлеемских младенцев – с надеждой, что в их число попадет и
Богомладенец. Матерь Божия с Младенцем и
обручником Иосифом вынуждены были ночью
бежать из Вифлеема в Египет.
По возвращении на родину Иисус Христос
до 30 лет трудился с Иосифом и кормился
от дел рук Своих. Уже в 12 лет он удивил
многих, в том числе законоучителей, фарисеев и священников, глубоким знанием
Святого Писания. Все это время Он был в
строгом послушании родителям.
По иудейским законам учителем и наставником людей мог быть человек, достигший
30-летнего возраста. Иисус Христос с этих пор
мог приступить к выполнению Своей миссии
спасения рода человеческого. Он проповедовал
людям благую весть о начале новой жизни.
«Я есмь путь, истина и жизнь вечная. Никто
не приходит к Отцу, как только через Меня.
Кто хочет достигнуть Царствия Небесного и
вечного блаженства – следуй за Мной. Научись
от Меня кротости и смирению и найдешь покой
душе своей» (ср.: Ин. 14, 6; Мф. 16, 24; 11, 29).
Свое учение о вечной жизни Господь
подтверждал чудесными исцелениями больных, слепых, хромых, немых, бесноватых и
воскрешением мертвых. Первосвященники,
фарисеи и законоучители осознавали, что
такие чудные дела не может творить обычный
человек и даже пророк, но не хотели признать
Иисуса Христа Сыном Божиим, ибо боялись
потерять власть над людьми. Поэтому они
всячески старались погубить Иисуса Христа.
Хотя этого они добились, но вера в Господа
Иисуса Христа и Его учение о Царстве Божием стала главным смыслом жизни человекахристианина. Цель жизни каждого верующего
человека – достичь Царства Небесного, где
нет ни слез, ни печали, но жизнь радостная и бесконечная вместе со Спасителем
нашим Господом Иисусом Христом.
Думаю, иной жизненный путь для
разумного человека просто немыслим,
поскольку он ведет в ад, где вечный плач
и геенна огненная, в которой страдают
грешники, не познавшие Христа и пути
Его спасения. К сожалению, в наше
время некоторые достижения научно-технического прогресса вызывают тревогу и
озабоченность, поскольку они направлены
на стирание границы между реальным и
искусственным миром. Как выразился
Патриарх Кирилл, происходит цифровая
интервенция в человеческую жизнь.
«Церковь озабочена человеком, его жизнью
и – может быть, одним из самых важных
измерений человеческой жизни – человеческой свободой. Мы не должны покупаться
ни на какие игрушки, в том числе цифровые, чтобы в какой-то момент не оказаться
рабами этой технологической цивилизации,
центром управления которой будет не наша
суверенная страна». Человек как личность,
как образ Божий не сможет принимать самостоятельно жизненно важные решения. Будет
лишен той радости живого общения и любви
к ближнему, которую даровал ему Бог. Будет,
как говорит народная мудрость, подобным
«Фоме, не помнящему родства», станет просто исполнителем, биороботом электронного
концлагеря. Современная жизнь подтверждает пророчества апостола Иоанна Богослова,
изложенные в Апокалипсисе.
Рождество Христово вновь и вновь навевает нам думы о смысле жизни и правильности выбора жизненного пути. Ради спасения
души будем трудиться. Возьмем крест свой
и последуем за Христом. С рождественским
настроением пойдем по пути, указанному
Спасителем!
Протоиерей Георгий САННИКОВ,
настоятель Успенско-Никольского храма
г. Ялуторовска
|