Великая Агиасма, то есть богоявленская
вода, или вода Таинства Крещения, является
одной из главных святынь Православной
Церкви и имеет широкое литургическое
употребление.
Великую Агиасму пьют в
случае канонических или иных препятствий
к Причащению Святых Таин. Современный
Требник предписывает в этих случаях вкушать натощак Агиасму и антидор (см. чин
исповеди, послеисповедное увещание). В
Чиновнике новгородского Софийского собора предписано не вкушать на литургии
после Причащения даже теплоты и антидора до окончания чина водоосвящения в
день накануне Богоявления, с тем чтобы
вкусить великой Агиасмы натощак. Великая
Агиасма, остающаяся после совершения
Таинства Крещения, выливается в «место
непопираемое».
В XV-XVII вв. на Руси существовал особый чин Причащения богоявленской воды,
«егда несть леть (когда нельзя – прим. ред.)
причаститися животворящих Христовых Таин,
Плоти и Крови», совершавшийся «по совету
духовного настоятеля, егда время повелит».
О чудесных свойствах богоявленской
воды упоминает уже святитель Иоанн Златоуст: «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят
весь год… Существо этой воды не портится
от продолжительности времени, но… целый
год, а часто два или три года она остается
неповрежденною и свежею и, после столь
долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников» («Слово на
Крещение Господне» – прим. ред.).
|