ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№1 2018 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Лягушки, просящие царя

В 1809 году впервые была издана басня Ивана Андреевича Крыловы «Лягушки, просящие царя».

В басне повествуется о болотном царстве, в котором лягушки, желая подражать великим государствам, обратились к богам с просьбой дать им царя. Их просьба была услышана: на болоте воцарился статный и безмолвный истукан. Поначалу болотное царство утихло, но затем пригляделось и стало с каждым разом все смелее приступать к царю. Впоследствии так осмелели, что никакого почтения правителю уже не оказывали, но даже стали проявлять пренебрежение и насмешки.

Решили свергнуть нестрогого правителя и просить «царя на славу». Вместо свергнутого на царство был прислан журавль. При новом царе в болотном царстве ни квакнуть, ни пикнуть никто уже не мог, поскольку суд и расправа наступали мгновенно.

ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ


Лягушкам стало не угодно
Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.
Хоть слушать всякий вздор богам
бы и не сродно,
На сей однако ж раз послушал их Зевес:
Дал им Царя. Летит к ним с шумом
Царь с небес,
И плотно так он треснулся на царство,
Что ходенем пошло трясинно государство:
Со всех Лягушки ног
В испуге пометались,
Кто как успел, куда кто мог,
И шепотом Царю по кельям дивовались.
И подлинно, что Царь на диво был им дан:
Не суетлив, не вертопрашен,
Степенен, молчалив и важен;
Дородством, ростом великан,
Ну, посмотреть, так это чудо!
Одно в Царе лишь было худо:
Царь этот был осиновый чурбан.
Сначала, чтя его особу превысоку,
Не смеет подступить из подданных никто:
Со страхом на него глядят они, и то
Украдкой, издали, сквозь аир и осоку;
Но так как в свете чуда нет,
К которому б не пригляделся свет,
То и они сперва от страху отдохнули,
Потом к Царю подползть
с преданностью дерзнули:
Сперва перед Царем ничком;
А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком:
Дай попытаться сесть с ним рядом;
А там, которые еще поудалей,
К Царю садятся уж и задом.


Царь терпит все по милости своей.
Немного погодя, посмотришь, кто захочет,
Тот на него и вскочит.
В три дня наскучило с таким Царем житье.
Лягушки новое челобитье,
Чтоб им Юпитер в их болотную державу
Дал подлинно Царя на славу!
Молитвам теплым их внемля,
Послал Юпитер к ним на царство Журавля.
Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него,
Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и – проглотит.
Вот пуще прежнего и кваканье, и стон,
Чтоб им Юпитер снова
Пожаловал Царя инова;
Что нынешний их Царь глотает их, как мух;
Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)
Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;
Что, наконец, их Царь тошнее им засух.
«Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?
Не мне ль, безумные», –
вещал им с неба глас:
«Покоя не было от вас?
Не вы ли о Царе мне уши прошумели?
Вам дан был Царь? –
так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан – так этот очень лих:
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»

Поистине эта басня – и притча, и пророческое предостережение, которое было дано для России. ХIХ век был отмечен нападками западных стран на наше Отечество. Те же силы стремились сформировать враждебные группы внутри страны: создавались тайные общества, привносилась чуждая западная философия и идеология, безбожием отравлялось сознание научного сообщества. При этом разгуле вольнодумства «Царь терпит все по милости своей».

Уместно задуматься, что в начале ХХ века правящая элита России с прозападным настроением либо не читала мудрых басен Ивана Андреевича Крылова, либо воспринимала их как программу к действию по разрушению Российской империи и истреблению простого русского народа.

Вот уже минуло сто лет после тех трагических событий, когда, прикрываясь высокими словами о справедливости, злонамеренные богоборцы с жестокостью и насилием захватили власть, убили кроткого Царя и царскую семью и разрушили устои многовековой Российской империи. Разрушив систему управления страной, развалив экономику, спровоцировав братоубийственную войну под иллюзорным предлогом о всеобщем счастье на земле, стали истреблять духовенство, казачество, крестьянство и все социальные слои общества. Под лозунгом народного управления был внедрен принцип полного отстранения народа от управления страной. Принимались законы и решения, приносящие вред как государству, так и лично самим гражданам.

Исторически сложившееся губернское деление страны было заменено на деление субъектов по национальному признаку. Тем самым закладывалась «мина замедленного действия» для раздробления России. Весь прогресс и все успехи экономики достигались путем жестокого обращения с народом. Семьдесят лет менялись правители, и каждый привносил свою деструктивную лепту в жизнь нашего Отечества. При этом простой народ не мог «ни носа выставить, ни квакнуть безопасно».

В начале ХХI века при очередной смене правителей началось ярко выраженное оздоровление как в политике и экономике, так и в социальном устройстве жизни людей. Сегодня мы видим, как возрождаются наши духовные традиции. Как обретают свою устойчивость экономика и обороноспособность нашей державы. Однако в наше судьбоносное время вновь появляются лихие люди, пытающиеся заманить народ «в их болотную державу», и обещают «подлинно царя на славу».

Мудрая русская пословица гласит: «От добра добра не ищут». Вот и хотелось бы, чтобы очередные этапы развития нашей страны не были бы безумием, построенным на иллюзорных обещаниях, на лживых домыслах, что в очередной раз может привести к потере того доброго, что мы имеем.

+ М.Д.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.