В 1809 году впервые была издана басня
Ивана Андреевича Крыловы «Лягушки, просящие царя».
В басне повествуется о болотном царстве,
в котором лягушки, желая подражать великим
государствам, обратились к богам с просьбой
дать им царя. Их просьба была услышана:
на болоте воцарился статный и безмолвный
истукан. Поначалу болотное царство утихло,
но затем пригляделось и стало с каждым
разом все смелее приступать к царю. Впоследствии так осмелели, что никакого почтения правителю уже не оказывали, но даже
стали проявлять пренебрежение и насмешки.
Решили свергнуть нестрогого правителя и
просить «царя на славу». Вместо свергнутого
на царство был прислан журавль. При новом
царе в болотном царстве ни квакнуть, ни
пикнуть никто уже не мог, поскольку суд и
расправа наступали мгновенно.
ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ
|
Лягушкам стало не угодно
Правление народно,
И показалось им совсем не благородно
Без службы и на воле жить.
Чтоб горю пособить,
То стали у богов Царя они просить.
Хоть слушать всякий вздор богам
бы и не сродно,
На сей однако ж раз послушал их Зевес:
Дал им Царя. Летит к ним с шумом
Царь с небес,
И плотно так он треснулся на царство,
Что ходенем пошло трясинно государство:
Со всех Лягушки ног
В испуге пометались,
Кто как успел, куда кто мог,
И шепотом Царю по кельям дивовались.
И подлинно, что Царь на диво был им дан:
Не суетлив, не вертопрашен,
Степенен, молчалив и важен;
Дородством, ростом великан,
Ну, посмотреть, так это чудо!
Одно в Царе лишь было худо:
Царь этот был осиновый чурбан.
Сначала, чтя его особу превысоку,
Не смеет подступить из подданных никто:
Со страхом на него глядят они, и то
Украдкой, издали, сквозь аир и осоку;
Но так как в свете чуда нет,
К которому б не пригляделся свет,
То и они сперва от страху отдохнули,
Потом к Царю подползть
с преданностью дерзнули:
Сперва перед Царем ничком;
А там, кто посмелей, дай сесть к нему бочком:
Дай попытаться сесть с ним рядом;
А там, которые еще поудалей,
К Царю садятся уж и задом.
|
Царь терпит все по милости своей.
Немного погодя, посмотришь, кто захочет,
Тот на него и вскочит.
В три дня наскучило с таким Царем житье.
Лягушки новое челобитье,
Чтоб им Юпитер в их болотную державу
Дал подлинно Царя на славу!
Молитвам теплым их внемля,
Послал Юпитер к ним на царство Журавля.
Царь этот не чурбан, совсем иного нраву:
Не любит баловать народа своего;
Он виноватых ест: а на суде его
Нет правых никого;
Зато уж у него,
Что завтрак, что обед, что ужин, то расправа.
На жителей болот
Приходит черный год.
В Лягушках каждый день великий недочет.
С утра до вечера их Царь по царству ходит
И всякого, кого ни встретит он,
Тотчас засудит и – проглотит.
Вот пуще прежнего и кваканье, и стон,
Чтоб им Юпитер снова
Пожаловал Царя инова;
Что нынешний их Царь глотает их, как мух;
Что даже им нельзя (как это ни ужасно!)
Ни носа выставить, ни квакнуть безопасно;
Что, наконец, их Царь тошнее им засух.
«Почто ж вы прежде жить счастливо не умели?
Не мне ль, безумные», –
вещал им с неба глас:
«Покоя не было от вас?
Не вы ли о Царе мне уши прошумели?
Вам дан был Царь? –
так тот был слишком тих:
Вы взбунтовались в вашей луже,
Другой вам дан – так этот очень лих:
Живите ж с ним, чтоб не было вам хуже!»
|
Поистине эта басня – и притча, и пророческое предостережение, которое было
дано для России. ХIХ век был отмечен нападками западных
стран на наше Отечество. Те же силы стремились сформировать враждебные группы
внутри страны: создавались тайные общества, привносилась чуждая западная философия и идеология, безбожием
отравлялось сознание научного сообщества. При этом
разгуле вольнодумства «Царь терпит все по милости своей».
Уместно задуматься, что в начале ХХ века правящая элита
России с прозападным настроением либо не читала мудрых басен Ивана
Андреевича Крылова, либо воспринимала их
как программу к действию по разрушению
Российской империи и истреблению простого
русского народа.
Вот уже минуло сто лет после тех трагических событий, когда, прикрываясь высокими
словами о справедливости, злонамеренные богоборцы с жестокостью и насилием захватили
власть, убили кроткого Царя и царскую семью
и разрушили устои многовековой Российской
империи. Разрушив систему управления
страной, развалив экономику, спровоцировав
братоубийственную войну под иллюзорным
предлогом о всеобщем счастье на земле,
стали истреблять духовенство, казачество,
крестьянство и все социальные слои общества. Под лозунгом народного управления
был внедрен принцип полного отстранения
народа от управления страной. Принимались
законы и решения, приносящие вред как
государству, так и лично самим гражданам.
Исторически сложившееся губернское деление
страны было заменено на деление субъектов
по национальному признаку. Тем самым закладывалась «мина замедленного действия»
для раздробления России. Весь прогресс и
все успехи экономики достигались путем
жестокого обращения с народом. Семьдесят
лет менялись правители, и каждый привносил
свою деструктивную лепту в жизнь нашего
Отечества. При этом простой народ не мог
«ни носа выставить, ни квакнуть безопасно».
В начале ХХI века при очередной смене правителей началось ярко выраженное
оздоровление как в политике
и экономике, так и в социальном устройстве жизни
людей. Сегодня мы видим, как
возрождаются наши духовные
традиции. Как обретают свою
устойчивость экономика и
обороноспособность нашей
державы. Однако в наше
судьбоносное время вновь
появляются лихие люди, пытающиеся заманить народ «в их
болотную державу», и обещают
«подлинно царя на славу».
Мудрая русская пословица
гласит: «От добра добра не
ищут». Вот и хотелось бы,
чтобы очередные этапы развития нашей страны не были
бы безумием, построенным на
иллюзорных обещаниях, на лживых домыслах,
что в очередной раз может привести к потере
того доброго, что мы имеем.
+ М.Д.
|