ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№1 2018 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Православные символы на деньгах Руси

Древние монеты могут много поведать любознательному человеку. Если попробовать проследить историю появления православных символов на монетах Руси, то исследовательская тропка уведет нас более чем на тысячу лет вглубь веков.

Христианство стало на Руси официальной религией в 988 году при князе Владимире Святославовиче, Крестителе Руси. Уже первые русские золотые и серебряные деньги, которые назывались соответственно златники и сребреники, содержали христианскую символику. На лицевой стороне монеты (аверсе) находилось поясное изображение князя. На головном уборе князя изображен крест. Крест на длинном древке князь держал также в правой руке. На оборотной стороне монеты (реверсе) имелось поясное изображение Иисуса Христа. Правая рука Спасителя в благословляющем жесте, в левой Он держит Евангелие.

Сын Владимира Ярослав Мудрый (в святом крещении Георгий) до восшествия на киевский престол в 1019 году правил в Новгороде. На лицевой стороне новгородских сребреников имелось погрудное изображение святого Георгия.

Во время правления Ивана Грозного была проведена денежная реформа, благодаря которой монеты различных русских княжеств были приведены к одному виду. На монетах разного достоинства (номинала) изображался всадник с копьем или саблей. Но это еще не святой!

В царствование Федора Иоанновича (правил в 1584-1598 гг.) воинам за храбрость давали монету с изображением святого Георгия, которую носили на рукаве или шапке. Немало монет, которыми награждались воины, подвешивалось к иконам. Такое утверждение встретилось в книге Г.М. Семара «Среди монет». Но для меня самого остается вопрос – кто чеканил эти монеты? В известных мне источниках я таких монет не встречал.

При царе Алексее Михайловиче (правил в 1645-1676 гг.) на лицевой стороне рубля появляется надпись: «Божье Милостью Великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малые России».

Разные мнения существуют о появлении самого распространенного православного символа на российских монетах – святого Георгия Победоносца. В России серебряная монета с изображением «ездеца» (всадника на коне) с копьем (отсюда и название «копейка») появилась в 1535 г. При этом в Москве и Твери чеканились монеты с изображением всадника с саблей, а в Новгороде и Пскове – с копьем. Змей под всадником – «копейщиком» – появился на монетах в 1718 году и постоянным атрибутом стал в 1727-1728 гг. Как самостоятельное изображение святой Георгий находился на российских монетах до 1796 г. В дальнейшем – до 1917 г. – присутствовал на всех денежных знаках Российской империи в качестве центрального элемента государственного герба.

Святой Георгий Победоносец является одним из наиболее известных святых в христианском мире. Святой великомученик Георгий Победоносец издавна считается небесным попечителем всего российского воинства. В дореволюционной России святого простонародно называли «Егорий Храбрый».

Святому молятся о возвращении плененных, о нахождении потерянных детей, во время опасности нападения диких зверей. Святой Георгий официально считается покровителем столицы России – Москвы. На протяжении столетий святой Георгий был на гербе Российского государства как один из главных его символов.

Несомненный интерес представляет монета, дизайн которой был утвержден 1 января 1797 года императором Павлом I (правил с ноября 1796 по март 1801 г.). Вместо традиционного императорского портрета на лицевой стороне монеты была размещена крестообразная монограмма из четырех букв П, в центре поместили римскую цифру I, что сокращенно означало «Павел I». Не менее интересной была и оборотная сторона монеты. Там имелась надпись «Не нам, не нам, а имяни Твоему». Эта надпись считается в сокращенном варианте девизом ордена тамплиеров: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (это слова из Псалма 113). Почему император Павел I с таким почтением относился к рыцарскому духовному ордену – это уже отдельная история.

Рубль-крестовик – такое название получила эта монета из-за столь необычного изображения. Кстати сказать, по той же причине так называли рубли, выпущенные при Петре I, Петре II, Петре III, на обороте которых из четырех вензелей императора был составлен крест.

Изображение креста – но уже другого, Андреевского, – встречается на выпускавшихся с 1718 по 1753 гг. русских андреевских дукатах. На оборотной стороне монеты изображен стоящий перед крестом апостол Андрей Первозванный.

Необходимо отметить, что на реверсе монет, где указывался номинал, вверху имелось изображение короны, которую венчал крест. На монетах Российской империи начала XX века православная символика представлена на Малом Государственном гербе Российской империи. Естественным образом в этот герб вошло многое из уже вышеназванного. В первую очередь, это кресты на трех коронах, венчающих двуглавого орла. На груди орла – герб Москвы, в центре святой великомученик и Победоносец Георгий, поражающий дракона копьем с восьмиконечным крестом наверху. Вокруг щита – цепь ордена святого апостола Андрея Первозванного. С левой стороны орел держит символ власти монарха – державу – золотой шар с крестом.

На монетах современной России номиналом в 1, 5, 10 и 50 копеек святой Георгий Победоносец появился в 1997 г. Самое непосредственное участие в этом принимал наш земляк, уроженец Вагая, Александр Васильевич Бакланов – главный художник Санкт-Петербургского монетного двора. В разговоре со мной Александр Васильевич любезно согласился приподнять «завесу тайны» над тем, как шла работа над новым монетным рядом. То, как все мы помним, был сложный период, активный политический процесс инициировал и поиск государственных символов. Принятию окончательного решения – что должно быть изображено на монетах – предшествовали многочисленные дискуссии. В итоге было принято решение изобразить копьеносца на коне.

А.В. Бакланов считает некорректным утверждение, что на монетах изображен святой Георгий, поскольку у всадника нет нимба, обязательного для святого. При этом художник отметил, что за основу для изображения взята Новгородская икона. Окончательное решение о том, что должно быть изображено на монете, принимал Центральный банк Российской Федерации, который в то время возглавлял С.К. Дубинин. Кстати сказать, в официальном описании Банка России сказано, что «в центре – рельефное изображение Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем змея».

А.Л. ВЫЧУГЖАНИН,
член Российского исторического
общества, г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную

ИСКОМОЕ.ru
православная
поисковая
система
Русская неделя - интернет-журнал о современной православной культуре
Sudba.net - Портал православных знакомств Сербская Православная Церковь в Голландии Рейтинг ресурсов "УралWeb"
Современные сказки Религия и СМИ

Официальный сайт Тобольской митрополии

Сайт Ишимской и Аромашевской епархии

Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"

Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2018 г.