ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№1 2018 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Памяти всех священнослужителей земли Заводоуковской!

В прошедшем году в России отмечалось 100-летие печальных событий октября 1917 года, после которых в нашей многострадальной стране установился более чем 70-летний период страшного безбожия.

Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу – полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви. После 1917 года и Тобольская епархия разделила долю всей Русской Православной Церкви. С 1937 года началась кампания массового закрытия храмов, ареста и расстрела духовенства. Не обошла стороной эта беда и нашу Заводоуковскую землю.

Что же вменялось в вину тем, кто с амвона призывал своих прихожан жить в мире и добрососедстве со всеми и прежде всего с самим собой, помогать нуждающимся, не лгать, не воровать, не убивать, кто учил, казалось бы, таким вечным истинам? Попробую ответить на этот вопрос историями жизни и мученичества героев моего рассказа.

В сведениях о священнике Григории Захаровиче Чуклине, который был одним из последних духовных лиц Заводоуковской земли, говорится, что в деревне Нижний Манай Упоровского района (месте его последнего проживания) 19 августа 1937 года он был арестован, а 13 октября 1937 года в г. Тюмени расстрелян. Ему было тогда 63 года. Никаких подробностей – за что, почему – найти не удалось.

Протоиерей с удивительно редким для нашего времени именем Коронат Николаевич Булатников, с 1886 по 1896 год служивший в Богоявленской церкви села Колесниково Ялуторовского уезда, был арестован в числе 19 церковносвященнослужителей 7 мая 1937 года. Всем арестованным был предъявлен ряд обвинений, подпадавших под 58-ю статью УК РСФСР, п.10: «Антисоветская и контрреволюционная пропаганда или агитация». Все они были расстреляны.

О священнике Илье Екимовиче (Иоакимовиче) Наумове, который служил до революции в селе Горюново Ялуторовского уезда, известно совсем немного: арестован 6 июня 1938 года по обвинению: «Являлся участником контрреволюционной организации церковников. Группировал вокруг себя кулацкий элемент и церковный актив и с ними вел контрреволюционную агитацию против советской власти». 17 июня этого же года он был расстрелян. До нас дошла только фотография, на которой отец Илья запечатлен с сыном и внучкой.

Нельзя не рассказать и еще об одном священнослужителе, который три года служил в Благовещенском храме села Заводоуковского (с 1913 по 1916 годы), два года был настоятелем Михаило-Архангельского храма села Падунского. Священник Алексей Васильевич Загорский, родившийся в Рязанской губернии и последние годы своей жизни служивший в родном селе Гусь-Парахино Касимовского уезда, был арестован 1 октября 1938 года, а через полгода в апреле 1939 года осужден по обвинению: «Участник контрреволюционной группы церковников, вел антисоветскую агитацию и распространял контрреволюционные провокационные слухи» – и приговорен к двум годам и шести месяцам лишения свободы с поражением в правах на два года. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Как неизвестна и судьба священников: Василия Ивановича Касаткина (служил до 1908 г. диаконом при Благовещенском храме с. Заводоуковского), Александра Васильевича Пономарева (служил с 1911 по 1914 годы в селе Колесниково в Богоявленской церкви), Андрея Исавровича Гусева (служил с 1898 по 1906 годы в Трехсвятительском храме села Новоуковское (Новозаимское), с 1906 по 1910 – в Рождественской церкви села Боровинка), Николая Тимофеевича Попова (служил в селе Тумашовское с 1911 по 1912 годы), Константина Ивановича Быкова (служил в Иоанно-Златоустовской церкви села Бигила с 1911 по 1918 годы), Николая Семеновича Ампенова (служил с 1896 года в Трехсвятительском храме села Новоуковское, с 1898 года исполнял обязанности, а с 1907 являлся благочинным Ялуторовских окружных церквей). Сведения об этих священниках обрываются на 1918-1919 годах.

Неизвестна участь священников: Алексея Андреевича Катаева (служил в 1900-1903 гг. в Благовещенском храме села Заводоуковского), проходившего по делу «архиепископа Иринарха (Синеокова-Андреевского)», (информация о нем исчерпывается 1932 годом) и Николая Ивановича Парфенова (служил с 1911 по 1917 годы в храме Рождества Христова села Тумашовского).

По групповому «Делу архиепископа Иринарха (Синеокова-Андреевского)» проходили священники, которые в разные годы служили в храмах Ялуторовского уезда на Заводоуковской земле: епископ Ялуторовский Серафим (Коровин), протоиерей Алексий Виноградов, Никита Оборин, Петр Бердышев, Петр Вергунов, Яков Карагужев. Все они обвинялись в принадлежности к контрреволюционной повстанческой церковно-монархической организации «Союз Спасения России» и в антисоветской деятельности. Епископ Серафим (Коровин), основатель «Союза Спасения», арестовывался дважды. Себя признал он виновным в том, что враждебно настроен к советской власти. Скончался епископ Серафим (Коровин) в ссылке 21 августа 1932 года. Место погребения неизвестно.

Среди тех священников, которые служили и проповедовали Христову веру на нынешней Заводоуковской земле, особенно хочется отметить династию священнослужителей, родоначальником которой был священник Иоанн Григорьевич Парфенов. В сентябре 1918 года он служил в церкви Архангела Михаила села Падунского. Два его сына – священники Константин и Евгений Парфеновы – в свое время служили в храме первоверховных апостолов Петра и Павла села Лыбаевского и приняли венцы мученических страданий за веру Христову.

Все герои этого печального рассказа были реабилитированы. Обвинения с них сняты. Это и неудивительно, ведь все эти обвинения были сфабрикованы на пустом месте, о чем свидетельствует одно из постановлений о реабилитации – священников династии Парфеновых – от 11 мая 1957 года: «Из материалов дела видно, что признательные показания о своей контрреволюционной деятельности обвиняемые дали после того, как они все были расстреляны. Сфабрикованным является и обвинительное заключение по делу, составленное спустя месяц после расстрела обвиняемых…».

И сейчас, вглядываясь в лица тех немногих из этих невинных страдальцев, чьи фотографии сохранились в обвинительных делах, пытаешься понять, что думали они, когда их арестовывали, когда они сидели в заключении, давали показания на допросах, когда стояли перед дулом пистолета или ружья? К сожалению, об этом мы никогда не узнаем, но хочется верить, что все они уповали на милость Божию и находятся сейчас одесную Бога и Отца.

Ирина ВЫСКРЕБЕНЦЕВА,
воспитанница воскресной школы
Свято-Георгиевского храма
г. Заводоуковска

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.