В прошедшем году в России отмечалось
100-летие печальных событий октября 1917
года, после которых в нашей многострадальной стране установился более чем 70-летний
период страшного безбожия.
Советская власть с первых дней своего
существования поставила задачу – полное,
с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви. После 1917
года и Тобольская епархия разделила долю
всей Русской Православной Церкви. С 1937
года началась кампания массового закрытия
храмов, ареста и расстрела духовенства. Не
обошла стороной эта беда и нашу Заводоуковскую землю.
Что же вменялось в вину тем, кто с амвона призывал своих прихожан жить в мире
и добрососедстве со всеми и прежде всего
с самим собой, помогать нуждающимся, не
лгать, не воровать, не убивать, кто учил,
казалось бы, таким вечным истинам? Попробую ответить на этот вопрос историями жизни и мученичества героев моего рассказа.
В сведениях о священнике Григории
Захаровиче Чуклине, который был одним
из последних духовных лиц Заводоуковской
земли, говорится, что в деревне Нижний
Манай Упоровского района (месте его последнего проживания) 19 августа 1937 года
он был арестован, а 13 октября 1937 года
в г. Тюмени расстрелян. Ему было тогда 63
года. Никаких подробностей – за что, почему – найти не удалось.
Протоиерей с удивительно редким для
нашего времени именем Коронат Николаевич
Булатников, с 1886 по 1896 год служивший
в Богоявленской церкви села Колесниково
Ялуторовского уезда, был арестован в числе
19 церковносвященнослужителей 7 мая 1937
года. Всем арестованным был предъявлен
ряд обвинений, подпадавших под 58-ю статью
УК РСФСР, п.10: «Антисоветская и контрреволюционная пропаганда или агитация». Все
они были расстреляны.
О священнике Илье Екимовиче (Иоакимовиче)
Наумове, который служил до революции в селе Горюново Ялуторовского
уезда, известно совсем немного: арестован
6 июня 1938 года по обвинению: «Являлся
участником контрреволюционной организации церковников. Группировал вокруг себя
кулацкий элемент и церковный актив и с
ними вел контрреволюционную агитацию
против советской власти». 17 июня этого
же года он был расстрелян. До нас дошла
только фотография, на которой отец Илья
запечатлен с сыном и внучкой.
Нельзя не рассказать и еще об одном
священнослужителе, который три года служил
в Благовещенском храме села Заводоуковского (с 1913 по 1916 годы), два года был
настоятелем Михаило-Архангельского храма
села Падунского. Священник Алексей Васильевич Загорский, родившийся в Рязанской
губернии и последние годы своей жизни
служивший в родном селе Гусь-Парахино
Касимовского уезда, был арестован 1 октября 1938 года, а через полгода в апреле
1939 года осужден по обвинению: «Участник
контрреволюционной группы церковников,
вел антисоветскую агитацию и распространял контрреволюционные провокационные
слухи» – и приговорен к двум годам и шести
месяцам лишения свободы с поражением в
правах на два года. Дальнейшая его судьба
неизвестна.
Как неизвестна и судьба священников:
Василия Ивановича Касаткина (служил до
1908 г. диаконом при Благовещенском храме
с. Заводоуковского), Александра Васильевича Пономарева (служил с 1911 по 1914
годы в селе Колесниково в Богоявленской
церкви), Андрея Исавровича Гусева (служил
с 1898 по 1906 годы в Трехсвятительском
храме села Новоуковское (Новозаимское),
с 1906 по 1910 – в Рождественской церкви
села Боровинка), Николая Тимофеевича
Попова (служил в селе Тумашовское с 1911
по 1912 годы), Константина Ивановича
Быкова (служил в Иоанно-Златоустовской
церкви села Бигила с 1911 по 1918 годы),
Николая Семеновича Ампенова (служил
с 1896 года в Трехсвятительском храме
села Новоуковское, с 1898 года исполнял
обязанности, а с 1907 являлся благочинным
Ялуторовских окружных церквей). Сведения
об этих священниках обрываются на 1918-1919 годах.
Неизвестна участь священников: Алексея
Андреевича Катаева (служил в 1900-1903 гг.
в Благовещенском храме села Заводоуковского), проходившего по делу «архиепископа
Иринарха (Синеокова-Андреевского)», (информация о нем исчерпывается 1932 годом)
и Николая Ивановича Парфенова (служил
с 1911 по 1917 годы в храме Рождества
Христова села Тумашовского).
По групповому «Делу архиепископа
Иринарха (Синеокова-Андреевского)» проходили священники, которые в разные годы
служили в храмах Ялуторовского уезда на
Заводоуковской земле: епископ Ялуторовский Серафим (Коровин), протоиерей
Алексий Виноградов, Никита Оборин,
Петр Бердышев, Петр Вергунов, Яков
Карагужев. Все они обвинялись в принадлежности к контрреволюционной повстанческой церковно-монархической организации
«Союз Спасения России» и в антисоветской
деятельности. Епископ Серафим (Коровин),
основатель «Союза Спасения», арестовывался дважды. Себя признал он виновным
в том, что враждебно настроен к советской
власти. Скончался епископ Серафим (Коровин) в ссылке 21 августа 1932 года. Место
погребения неизвестно.
Среди тех священников, которые служили
и проповедовали Христову веру на нынешней
Заводоуковской земле, особенно хочется отметить династию священнослужителей, родоначальником которой был священник Иоанн
Григорьевич Парфенов. В сентябре 1918
года он служил в церкви Архангела Михаила
села Падунского. Два его сына – священники
Константин и Евгений Парфеновы – в свое
время служили в храме первоверховных
апостолов Петра и Павла села Лыбаевского
и приняли венцы мученических страданий
за веру Христову.
Все герои этого печального рассказа
были реабилитированы. Обвинения с них
сняты. Это и неудивительно, ведь все эти
обвинения были сфабрикованы на пустом
месте, о чем свидетельствует одно из постановлений о реабилитации – священников
династии Парфеновых – от 11 мая 1957 года:
«Из материалов дела видно, что признательные показания о своей контрреволюционной
деятельности обвиняемые дали после того,
как они все были расстреляны. Сфабрикованным является и обвинительное заключение
по делу, составленное спустя месяц после
расстрела обвиняемых…».
И сейчас, вглядываясь в лица тех немногих из этих невинных страдальцев, чьи
фотографии сохранились в обвинительных
делах, пытаешься понять, что думали они,
когда их арестовывали, когда они сидели в
заключении, давали показания на допросах,
когда стояли перед дулом пистолета или
ружья? К сожалению, об этом мы никогда
не узнаем, но хочется верить, что все они
уповали на милость Божию и находятся
сейчас одесную Бога и Отца.
Ирина ВЫСКРЕБЕНЦЕВА,
воспитанница воскресной школы
Свято-Георгиевского храма
г. Заводоуковска
|