Существует мнение, что стабильность –
признак успеха. Но везде ли это «работает»?
Пока мы здоровы и все у нас стабильно,
очень мало задумываемся о своих грехах,
о жизни после смерти и о Страшном Суде
Господнем. Мы создаем и решаем житейские
проблемы, на первый план выносим кажущиеся нам важными, но по сути ненужные цели
и задачи. Проще говоря, отдаем самих себя
и свое драгоценное время исключительно
земной жизни, тленному миру.
Но стоит чему-нибудь нарушить эту
стабильность нашего бытия – например, постигнет нас какой-нибудь недуг,
– тут-то мы и начинаем осознавать
свою недолговечность, появляются в
нас зачатки переосмысления жизни,
мы признаем свою слабость и немощь
перед грядущей вечностью, начинаем
ценить свою жизнь.
Конечно, из-за малейшего насморка
или ОРЗ никто и не соизволит рассуждать о какой-то жизни вечной, о
смерти, а просто купит кучу таблеток
и все. Люди в наше время, как бы
обидно это ни звучало, вжились в образ потребителя: зачем что-то изучать?
Все же просто – дай мне лекарство от
такой-то болезни, и дело с концом, зачем
прилагать усилия? А ведь можно же заняться
спортом, отрегулировать режим дня, сделать
выбор в пользу здорового питания, почитать
медицинскую литературу, взяв себе на вооружение полезные советы. Но все чаще
случается так: я даю деньги – ты даешь мне
«эликсир жизни».
Человек, которого постигла болезнь,
может терпеливо переносить это испытание;
скрипя зубами, отдавать свои силы на борьбу с недугом; может расценивать это как
некое испытание, данное ему Богом; или в
панике отправиться по врачам и аптекам.
Бесспорно, сколько людей – столько и мнений. Во всем можно найти долю правды. Но
речь пойдет не об этом. Мне хотелось бы
поразмышлять о смертельно больных людях,
продолжающих жить и бороться, смотреть в
глаза смерти и уверенно идти к цели – к выздоровлению, в которое верят лишь они одни.
После того, как человек узнает, что он
серьезно болен, в его жизни происходит некая перезагрузка – меняются приоритеты,
ставятся новые цели. После этапа уныния
и горести человек начинает искать выход.
Верующий человек первым делом берется
за переосмысление своей нравственной
жизни и, как идеальный вариант, через покаяние и молитву, через принятие Святых
Христовых Таин начинает очищение от
греха, от болезни. Да, ему будет тяжело,
особенно если не будет наблюдаться явных
улучшений. Но он будет бороться, зная, что
на все воля Божья и что Он не даст ему
крест, который будет этому человеку не по
силе. Верующий будет со здравым смыслом
прибегать и к медицинской помощи. Просто
волевой человек будет бороться – конечно,
своими силами, твердым характером и волей. И главным оружием болящего человека (да вообще любого) должна быть вера:
вера в Бога, вера в себя. Ведь наша
центральная нервная система способна
заставить наш организм работать по
максимуму. Самовнушение тоже может
стать огромным подспорьем.
Нужно рассматривать болезнь как
кузню, в которой куется наш характер
и нравственный иммунитет, даже если
шансы невелики. Хотя для Господа нет
ничего невозможного, и вера должна
покидать нас последней.
…На словах получилось неплохое
рассуждение. Но только непосредственная встреча лицом к лицу с болезнью
даст понять нам свои возможности. Дай
нам Бог крепкого здоровья и чтобы
мы не сталкивались с этим ужасом –
с тяжелой, изнуряющей и обессиливающей
болезнью. Но если это и произойдет, то
пусть наша вера окажет этому испытанию
достойную встречу. Ведь все возможно верующему! Вопрос в том, верующие ли мы?
Илья ГРУДИНИН,
Тобольская духовная семинария,
2 курс
|