Размышления на слова «и не введи нас во искушение», а также о том, нуждается ли Бог в оправдании, и о «хуле на Духа Святого»
Насчет возникших недавно предположений, что ученики Иисуса Христа не совсем
верно передали по-гречески слова молитвы
«Отче наш», оставленной им Учителем,
– ведь Христос, как известно, говорил на
арамейском, – так это неправда. Дух Святой
сообщил апостолам знание иных языков, в
том числе и греческого, на котором были
записаны все четыре Евангелия в I веке.
Они сразу были записаны на греческом,
не было промежуточного варианта на
другом языке. Неужели же апостолы,
проповедуя язычникам намного более
сложные истины – о воплощении Бога и
Его страданиях, – не смогли правильно
подобрать слова для передачи смысла
единственной молитвы, которую им оставил их Учитель?
Однако, действительно, в словах молитвы «Отче наш», где говорится «и не
введи нас во искушение», звучит мысль,
что во власти Господа допустить искушение или нет. Объяснить тут все сложностями перевода, во-первых, неправильно
по сути, а во-вторых – слишком просто.
Откуда берется зло, если Бог благ
и творит мир также без наличия в нем
зла? Никакого антипода Богу, вечно Ему
сосуществующего, нет. Бог творит мир
ангельский еще до сотворения человек,
затем всю нашу вселенную и в конце
– Адама, первого человека, и жену его
Еву. Однако от Бога, из-за гордости и
нежелания служить Ему, отпадает часть
ангелов во главе с первым из них – сатаной.
Возможно, это происходит потому, что падшие ангелы начинают завидовать человеку,
понимая глубинный замысел Творца о нем.
Возможно, поэтому человек становится предметом ненависти и злобы этих отпадших,
которые называются теперь бесами. Ева
согрешает из-за искушения змея, в которого
вошел диавол. Адам нарушает заповедь Бога
из-за предложения жены. Впоследствии Каин
убивает Авеля из-за зависти и обиды: жертву
Каина Бог не принял (видимо, он приносил
ее как «дань», а не как «дар»), а жертву
Авеля – принял. Однако, конечно, человек
сам согрешает, сам совершает какое-либо
зло, не Бог его к этому подталкивает.
Напомню один логический софизм: «Может ли Бог создать камень, который Сам же
не сможет поднять?» Как бы мы ни ответили,
получается, что Бог не всемогущий. Этот
софизм используется в спорах атеистов с
верующими людьми. Верующие отвечают, что
подобные логические ловушки не имеют значения, как и, например, известный парадокс
с Ахиллесом и черепахой: с математической
точки зрения Ахиллес никогда не догонит черепаху, а с практической – это сделать очень
легко. Так вот, Бог не только может создать
такой камень, Он уже создал его – это свободная воля. Это ангелы и люди – именно их
свободная воля и есть эти самые «камни»,
которые Бог, создав однажды, уже не может
«поднять». Он не может их свободу принудить, заставить чего-то желать, а от чего-то
иного – отвращаться, не может заставить
любить, но и не провоцирует ненавидеть.
Однако падшие ангелы могли бы сказать:
«Зачем же Ты «ввел нас во искушение»?
Зачем создал этих людей? Нам было так
хорошо в нашем мире, ведь мы были самыми
главными…». Каин тоже мог бы сказать: «Для
чего Ты не принял мою жертву? Может, брат
Авель и лучше меня, но неужели Ты не мог
снизойти к моему самолюбию? Вот поэтому я
разозлился на брата и убил его». Ведь и Адам
говорит (это уже не предположительно, а из
Библии): «Жена, которую Ты мне дал, она
дала мне от дерева, и я ел». И Ева: «Змей
обольстил меня, и я ела» (Бытие, гл. 3, стих
12-13). Всегда есть возможность обвинить в
чем-либо не себя, а кого-то другого, а если
и не другого, то обстоятельства. И, конечно,
всегда остается возможность обвинить во
всем Кого-то Самого главного.
«Зачем ты меня родила на этот свет?!»
– может быть обращен вопрос к матери.
Что ей ответить вопрошающему чаду? Да,
она родила тебя, и этим перед тобой, наверное, «виновата». Однако ты забыл, что
когда-то, когда ты был с ней рядом и не жил
по своей воле и по своим страстям, ты был
вполне счастлив! Но пришло время вырастать,
ходить своими ногами, и ты не прошел
этот путь безболезненно – разве мать в
этом виновата?
Подобный вопрос Богу, в своем логическом конце заканчивающийся самоубийством, называется грехом хулы на
Духа Святого. О нем Христос говорит, что
именно этот грех не простится человеку
ни в этой жизни, ни в будущей.
Да, конечно, Бог – «Виновник» всего.
Ведь Он все создал. Он же пошел и на
величайшее дело – создал существ, подобных Ему по своей свободе. В ответе
ли Творец за них, ведь Он их создал? В
ответе ли Он за них, ведь они свободны
и самостоятельны? Ответ будет и «да»,
и «нет».
Поэтому в словах молитвы Господней
«Отче наш», где говорится «и не введи
нас во искушение», нет никакого противоречия. Бог благ и желает нам всякого
блага. Однако искушения приходят –
приходят из окружающего нас мира: от
обстоятельств, людей, от падших духов, от
наших собственных размышлений – Бог
не останавливает их, попускает им быть.
И в этом смысле искушения происходят
как бы по воле Божией.
Вот в чем суть: Бог не хочет, чтобы мы
подпадали под искушения и согрешали, но
вместе с тем Бог хочет, чтобы мы эти искушения проходили, и проходили достойно!
Отец или мать не могут всегда водить за
ручку начинающего ходить ребенка, когда-то
они его отпустят – чтобы он стал, в конце
концов, как они, и ходил своими ногами. Для
этого они его отпускают, а не потому, что не
любят его или забыли о нем. Однако пока
он учится ходить – ему придется спотыкаться
и падать. И родители знают об этом. И его
«падения» – хоть и не желательны для них,
но происходят по их допущению, так как они
решили дать ребенку свободу, для того чтобы
он научился чему-то новому.
О том, почему Бог не уничтожит зло в
мире, почему не накажет злых людей, почему
не воспрепятствует им продолжать зло, – попробую написать в другой раз.
Протоиерей Григорий МАНСУРОВ,
г. Тюмень, 9 ноября 2017 г.
|