«Все в храме Божием свято: и самые стены, и помост, и воздух. Постоянно хранит
его Ангел Божий. Ангелы Божии и святые торжествующей Церкви нисходят в него.
Присутствие в таком священном здании составляет величайшее счастье для земного странника».
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
История Российского государства – это
история Православия. Наиболее ярко эту
историю можно прочитать по истории русских
православных храмов. Все события жизни
того или иного города или села проходили
через храм.
Человек начинал свою жизнь в храме.
Его приносили сюда младенцем, он обретал
имя, обретал крестных родителей, становился
членом общины. Здесь же он пред Богом
связывал себя супружескими отношениями.
Здесь он и заканчивал свой земной путь,
здесь последний раз близкие
могли с ним проститься, чтобы
ожидать встречи за порогом
смерти. Любое событие жизни
православного человека течет
в русле Церкви.
По древней русской традиции, после основания поселения сразу же строились
храмы в честь тех святых,
которые были близки по своей
жизни с этим народом. Не стал
исключением и храм в честь
святителя Стефана Пермского
(который в XIV веке проповедовал Православие в землях
коми, создал для коми-зырян
алфавит и перевел на их язык основные
церковные сочинения, в результате чего был
избран первым епископом будущей Пермской
епархии) деревни Чуманова Юргинского
района Тюменской области.
Деревня Чуманова (бывшее Чумановское, Чуманово) была образована в XIX
веке переселенцами-зырянами из Вологодской губернии. С 1907 года поселению дан
статус села в составе Плетневской волости
Ялуторовского уезда Тобольской губернии.
По Всероссийской переписи 1912 года в
селе Чуманово насчитывалось 222 человека,
76 хозяйств.
История храма
Более 50 лет пребывания в селе Чуманово зыряне лелеяли мысль построить
храм в честь своего просветителя Стефана
Пермского, так как ближайший храм был в 15
верстах в селе Агаракском. Но за неимением
средств строительство храма оттягивали.
Наконец, в 1902 году жители села единогласно приняли решение строить храм. Лес
на постройку церкви был выдан бесплатно
из казенных денег. Одновременно несколько человек занимались сбором средств, по
разным местам Сибири, на строительство
храма в селе Чуманово. Работа закипела.
Не прошло и трех лет, как в селе был выстроен храм с золотыми куполами в честь
святителя Стефана Пермского.
Чумановский приход Тобольской епархии
был образован Указом Священного Синода
от 20 августа 1907 года. Зыряне очень
тепло относились к православной вере и
сразу выстроили дома для будущего причта
(священно- и церковнослужителей). Осталось
ожидать причт, который по распоряжению
епархиального начальства сразу же прибыл
на место своего служения. Первым священником здесь был Петр Павлович Петухов.
Отец Петр сразу же открыл
церковно-приходскую школу.
Сам там являлся заведующим
и законоучителем.
В состав прихода вошли
деревни: Рогозина, Шевелева,
Трошина, Засогра, Пороги,
Лабинская (в 1913 году они
включали вместе 236 дворов,
1619 человек). Причт по штату состоял из священника и
псаломщика.
Церковь постоянно была
полна народа. Но особенно
большою торжественностью
отличались богослужения 26
апреля, в день памяти святителя Стефана Пермского. В этот день стечение
народа было громадным. Священнику приходилось служить молебны с утра до позднего
вечера. Также в этот день к храму пригонялось множество скота, который продавали
после литургии, а все вырученные деньги
жертвовались на церковное попечительство.
Нельзя не сказать об обычае, который
бытовал у зырян накануне праздника их
небесного покровителя. Из пригоняемого
скота выбирали самого большого и жирного
быка. Животное уводили к реке, находящейся
недалеко от церкви, и заколали. Мясо разрезали на множество мелких кусков, после
чего священник (очевидно – приглашаемый
на праздник, до назначения постоянного
священника в новопостроенный храм) освящал его. После освящения мясо раздавалось
всем молящимся, нуждающимся. Священник
Петр Петухов, сразу, как был назначен настоятелем, отказался от совершения данного
действа. Зыряне поначалу обиделись на него,
но со временем примирились. Священник
добился того, чтобы зыряне отказались от
жертвоприношения. Но обычай так сильно
укоренился в народе, что селяне все-таки
пытались еще накануне праздника просить
разрешения у батюшки колоть быка. Просьба
их удовлетворена не была.
По свидетельству псаломщика Николая
Тараканова, служившего в местном храме
в 1908 году, чумановские крестьяне – «народ почтительный и религиозный, заботятся
о духовном просвещении своих детей». В
селе существовала школа грамотности, в которой ежегодно обучалось около 40 человек.
Желающих поступить в школу было больше,
но за неимением помещений приходилось
отказывать в обучении.
При церкви был хор из учеников, а также из числа желавших петь в нем местных
селян. Пение было очень красивым, что
привлекало множество паломников. Почти
все чтения во время богослужения исполнялись учениками церковно-приходской школы,
которые имели хорошие знания и в области
церковно-богослужебного устава. Вся эта
работа была проделана священником Петром
Петуховым, который скончался на своем
месте служения в 1918 году.
Отца Петра сменил на приходе священник Иоанн Михайлович Разумных. Этому
пастырю пришлось испить горькую чашу
человеческих страданий. В России начались политические потрясения. В 1937 году
священник Иоанн Разумных был приговорен
Тройкой Омского УНКВД к высшей мере
наказания и принял мученическую кончину.
В годы советской власти храм в честь
святителя Стефана Пермского был обезглавлен, в церковной ограде был разбит сад.
Сегодня деревня Чуманова утратила
былое величие. По переписи населения 2010 года на территории села проживает 51 человек. Но великая история храма и села до
сих пор остается в памяти у местных зырян.
Диакон Мстислав ИСЛАМОВ,
2 курс магистратуры Тобольской
духовной семинарии
|