10 марта 2017 года в эфире передачи «Светлый час» на
радио «Вера» в Тюменской области состоялась интересная и
содержательная беседа с заведующим иконописной школой при
Тобольской духовной семинарии иереем Виталием Ведерниковым.
Разговор коснулся тем церковного искусства, росписи храмов, а
также жизни Тобольской иконописной школы.
Сегодня в эфире программы «Светлый час» мы будем
говорить о жизни иконописной школы при Тобольской духовной
семинарии, о церковном искусстве, о наследии, которое нам
осталось от прошлых поколений, а именно, о росписях сохранившихся храмов. Мы также будем
говорить об их реставрации. В студии – ведущий, протоиерей
Григорий Мансуров, и заведующий Тобольской иконописной
школой священник Виталий Ведерников.
О. Григорий Мансуров: В
1996 году, когда я поступал в Тобольскую
духовную семинарию, вместе с нами также
поступали ребята и девушки в иконописную
школу. Это был первый набор. Расскажите,
пожалуйста, отец Виталий, о вашем учебном
заведении. Сколько лет проходит обучение,
каковы особенности учебного процесса, где
могут себя реализовать выпускники? Каковы
успехи двадцатилетнего существования школы?
О. Виталий Ведерников: Действительно,
в 2016 году мы праздновали 20-летие Тобольской иконописной школы. За это время
был выпущен не один десяток специалистов-иконописцев, которые могут трудиться
на приходах как в нашей епархии, так и в
соседних. Получается так, что наши выпускники становятся не только иконописцами,
но и полноценными служителями Церкви:
работают на приходах, могут преподавать
в воскресных школах, работать в области
иконописания и реставрации. Наших выпускников с удовольствием принимают и
в специализированные учреждения как
реставраторов, потому что мы даем нашим
студентам ту необходимую базу, которую
должен иметь каждый специалист в области
сохранения церковного искусства. В дальнейшем они могут полноценно развивать ее
в музеях, реставрационных мастерских. Они
могут расписывать храмы, писать иконы,
иконостасы, могут работать в крупных компаниях, фирмах и артелях, которые трудятся
на поприще церковного искусства.
За 20 лет уже написано множество
икон, сформированы иконостасы на приходах нашей епархии. Мы работаем как на
Севере, так и на Юге. Нашими студентами
и преподавателями изготовлены иконы для
Софийско-Успенского собора – самого раннего каменного сооружения на территории
Сибири. Также расписаны иконостасы для
главных северных храмов – в Сургуте,
Ханты-Мансийске, Мегионе, Салехарде,
Пойковском.
Сейчас мы начали работы по спасению
настенных росписей в Троицком мужском
монастыре в Тюмени. В настоящее время
росписи исследованы, задокументированы,
есть фотофиксация. Специалисты первой
категории – реставраторы по монументальному искусству – трудятся над укреплением
фресок и раскрытием их от поздних бытовых
и пылевых загрязнений. Мы имеем надежду,
что через какое-то время увидим росписи,
которые сохранились до наших дней.
О.Г.: Давайте поговорим об иконопочитании. Что такое икона? Как переводится
это слово с греческого языка? Почему мы
обращаемся к иконам, когда молимся?
О.В.: Иконопочитание существует в
Православной Церкви с глубокой древности.
Первые иконы – это изображения Христа
Спасителя. Ведь Бог открылся людям, Он
стал ради нас человеком, сделался видимым
для людей. И христианская икона, с греческого – изображение, образ, – является
своего рода Евангелием в красках, является
выражением нашей веры в красках. В то же
время Церкви в разные эпохи приходилось
отстаивать правильность, непогрешимость
почитания святых икон.
На нашу российскую землю иконопочитание пришло из Византии, где уже сложились
греческие иконописные направления, сложилась иконография. Поэтому в России было
проще принять икону, которая нам была
передана «по наследству». Так случилось,
что у нас сложился свой иконописный и
иконографический язык. Сегодня его называют русским.
В нашей иконописной школе мы преподаем то иконописание, которое сформировалось во времена средневековья – во времена Сергия Радонежского, Андрея Рублева,
Дионисия. Именно тогда иконографический
– повествовательный, смысловой, символический – язык приобрел свою максимальную
форму, которая достигла наибольшего соответствия христианскому канону в целом. Мы
видим здесь несколько схематизированный,
символический язык иконописи – для того
чтобы молящийся предстоял перед первообразом, но не увлекался какими-то историческими или композиционными нюансами. Был
выработан тот язык, который не отвлекает,
но располагает к молитве. Это язык символов и схем. Поэтому если мы посмотрим
на каноническую икону, то для кого-то она
покажется проста. Кому-то она напоминает
детский язык, потому что ребенок склонен
изображать что-нибудь, что он видит, на плоскости, применяя обратную перспективу: мы
можем увидеть сразу затылок, и разворот, и
движение – и все в одной плоскости. Этого
языка отчасти придерживается и иконописец: он только приоткрывает дверь, но не
говорит, что именно так должен выглядеть
духовный мир, символически изображенный
на иконе.
О.Г.: Люди создают фильмы, в которых
актеру нужно сыграть, допустим, роль Иисуса
Христа. После просмотра такой картины у
человека при мысли о Господе могут невольно возникать ассоциации с тем образом,
который создал в фильме актер. Может нечто подобное быть и в живописи: зритель
посмотрит на картину – и будет воспринимать Христа таким, каким Его изобразил
художник. У иконописца же есть канон, что
Христос изображается с бородой, с длинными волосами – но этим и ограничивается
портретное сходство иконы с Оригиналом
(кстати, именно поэтому священники традиционно не стригутся, желая следовать
образу Господа). Правильно ли я понимаю,
что православная иконопись как раз такова,
что изображаются Господь, Богородица и
святые таким образом, чтобы у человека не
было какого-то реалистичного их восприятия
– специально для того, чтобы образ святых
был как бы личным образом молящегося,
чтобы он сам его «додумывал».
О.В.: Здесь мы с вами задеваем, наверное, самую сложную тему – как нам
повествовать о тех святых, о Господе и Божией Матери, которые жили в определенном
историческом промежутке. Что касается актера, играющего любую роль, кроме Христа,
здесь все просто. Историки-искусствоведы,
костюмеры наряжают актеров в ту одежду,
которая, возможно, носилась в тот период.
Что касается иконописи, то здесь есть один
очень важный аспект. Наш Господь Иисус
Христос имеет две природы: божественную
и человеческую. Есть описательные характеристики, которые дают нам понимание, как
Он выглядел: цвет волос, цвет глаз, форма
бороды и т.д. Мы можем понять, как Он
относился к тем, кто рядом с Ним жил и
внимал Его речам. Характер Его, любовь
мы можем представить. Но абсолютно точно
передать образ – лик, сказать, что именно
так и было, мы не можем.
Поэтому основной язык святых отцов был
расположен к тому, чтобы не обманывать
молящегося, а только чуть-чуть направлять.
Поэтому Христа мы изображаем символически: борода короткая, одежда – хитон и
гиматий. Но заложить характерные особенности в мимику, взгляд мы не можем. Это
будет ложь, которая точно не приемлема
для христианского образа. Если художники –
Нестеров, Васнецов – дерзали повествовать
о Христе в категориях сюжетной линии, то
делали они это, все же не говоря о том,
что именно так оно все и было. Это может
быть творческий поиск образа, который не
являлся иконой, но при этом повествовал о
жизни Христа на земле. Есть икона, а есть
картина. Икона приоткрывает нам окно в
мир духовный, картина повествует. Картина
может быть предметом интерьера, а у иконы есть свой функционал: она помогает в
молитве взойти через образ к первообразу.
О.Г.: Процитирую известного богослова,
священника Павла Флоренского, который
жил в начале ХХ века и пострадал за
Христа. Он сравнивал икону с окном. Есть
стена между миром земным, вещественным,
и миром духовным. Эта стена непреодолима,
но если в стене есть окно, то мы можем
смотреть на то, что происходит и кто находится за окном. Выглянул – а за окном
Богородица. И молимся мы не окну. Ты
смотришь сквозь это окно.
О.В.: С нами останется воображение. И
каждого это воображение будет увлекать
индивидуально. Получатся, что здесь будет
разобщенность касательно образа того, кому
мы молимся. Поэтому и выработан иконографический язык, который нас объединяет
перед конкретным изводом иконы.
О.Г.: Но мы же можем молиться и без
иконы…
О.В.: Однозначно. Можем молиться и без
иконы, и даже не в храме. Каждую секунду
мы можем молиться в любом месте. И мы
должны это делать.
О.Г.: В чем тогда ценность иконы?
О.В.: Икона нас располагает к обращению
к миру духовному. Через икону мы можем
просить помощи, икона может повествовать.
Функции разные: молитвенная, научная,
культурная, искусствоведческая. Икона, прежде всего, – это источник благодати от Бога,
чего мы никогда не получим от картины.
Фактически иконы в храме – это Христос
посреди нас через образ.
О.Г.: Каждый человек, который пытался
молиться, знает такую вещь, как рассеянность. Икона помогает человеку не рассеиваться.
О.В.: Иконописцы времен Андрея Рублева избегали живоподобия в иконописи,
чтобы не отвлекать молящегося от молитвы и перед иконой. Поэтому язык схем и
придуман для того, чтобы дать намек, что
изображено святое. Не отвлекать нюансами,
декоративностью, в том числе различными
украшениями.
О.Г.: Что может произойти, если человек
будет молиться перед живописными иконами? По этому пути пошла Западная Церковь.
Почему мы этого боимся?
О.В.: Не состоится молитва, обращение.
Человек будет умиляться материальностью
иконы, а не тем духом, который от первообраза через икону снисходит к нему. Обращение к иконе, к ее образу необходимо для
покаяния, для помощи в духовных делах. А
в данном случае это любование и умиление
перед картиной художника, как он талантливо, тонко, красиво описал реальность. В
иконописи же реальность неописуема, потому что мы не знаем, как выглядит духовный мир. Он за пределами нашего земного
бытия. Поэтому используются символы и
схемы. Этого достаточно для молитвы.
О.Г.: А откуда мы вообще знаем, как
выглядел Господь наш Иисус Христос?
О.В.: Есть общие описательные характеристики свидетелей того времени, которые
видели. Существует святыня, которая более
подробно описывает тот облик, который был
у Христа. Это Плащаница Иисуса Христа. Мы
знаем такой образ, который называется – Нерукотворный. История эта связана с царем по
имени Авгарь, который страдал неизлечимой
болезнью. Он попросил своего слугу нарисовать картину с Христа. Но написать картину
не было возможности из-за большого столпотворения. Поэтому он подал Христу плат,
которым Тот, умывшись, отер Свое лицо, и там
отпечатался образ. Потом на Руси этот образ
стал называться «Спас – мокрая борода».
О.Г.: К кому мы обращаемся, взирая на
иконы: к природе Иисуса Христа или к личности Богочеловека?
О.В.: Думаю, что любой христианин,
стоя перед иконой, понимает, что у Христа
божественная и человеческая природы,
одна изображаема, другая – нет. И каждый христианин чувствует, что то, что мы
подразумеваем, а именно, божественная
природа Христа – на нас нисходит. Это
чувствуется по молитве, по той благодати,
проводником которой является икона. Есть
такое понятие в народе, как «намоленная
икона»: не один человек стоял перед ней,
молился и получил то, во что верил, о чем
просил. Одно мы осязаем своим взором,
другое чувствуем духом.
О.Г.: Как относится иконописная традиция к изображению Бога Отца? Почему не
должно Его изображать?
О.В.: Мы не видели Бога. Есть икона, которая называется «Отечество», где Бог Отец
изображается в виде старца, изображается
также Христос и Святой Дух – в виде голубя.
Эта иконография не является канонической.
В свое время она даже запрещалась.
Когда я только начинал интересоваться
иконописанием, я подошел в городе Иркутске к своему духовнику, отцу Каллинику
Подлосинскому, и спросил, как относиться
к этим иконам. Он мне сказал, что то, что
нам осталось от отцов, и те иконы, перед
которыми уже молились, мы, конечно, не
должны игнорировать. Все это мы должны
сохранить для будущих поколений, «а ты
таких ошибок уже больше не повторяй».
Кроме этой есть и другие неканонические
иконы. Мы к ним относимся как к одной из
страниц нашей церковной истории, в частности, церковного искусства. Но сами мы
такие иконы уже не пишем.
О.Г.: Каким образом изображается Святой Дух?
О.В.: В Евангелии описывается явление Святого Духа в виде голубя во время
Крещения Господа Иисуса Христа. Поэтому
на иконе Богоявления (Крещения) мы так
и пишем Святого Духа в виде голубя. На
других иконах это уже не приветствуется.
О.Г.: Есть известная икона Святой Троицы, которую написал Андрей Рублев. Расскажите, что за сюжет здесь изображается?
О.В.: Иконография этой иконы сложилась
задолго до преподобного Андрея. Это была
повествовательная икона. Она рассказывала
о ветхозаветном событии, которое случилось
с праотцом Авраамом и его женой Саррой. У
Мамврийского дуба, рядом с которым стояла
их палатка, появились трое путников, которые были ангелами Господними. Согласно
своему гостеприимству Авраам их принял,
за что получил благословение. Это событие
изображалось как явление трех путников.
Оно так и называлось – «Гостеприимство
Авраамово».
Что касается времен Андрея Рублева –
он вывел этот образ из событийного ряда
и обозначил главную, божественную суть
события. Эта икона является проповедью
Отца, Сына и Святого Духа, иконописным
выражением Божественного единства Лиц
Святой Троицы. Христос, Сын Божий, изображенный в центре стола, принимает то,
что благословляет Отец, сидящий по правую
сторону от Него, и то, что благословляет
Святой Дух, сидящий по левую сторону.
До времени Андрея Рублева эта икона
не так почиталась. Можно сказать, что это
явление именно русского формата.
О.Г.: Справедлива ли аналогия иконы и
фотографии?
О.В.: Эту аналогию приводят для того,
чтобы объяснить функцию иконы в нашей
жизни. Как мы любим ближнего и как нам
дорога о нем память, так же мы относимся
и к лицу, изображаемому на иконе. Путешествующий берет с собой в путь икону.
Икону брал с собой воин, идущий защищать
своих ближних. Иконой благословляли отцы
и матери своих детей на супружескую жизнь
перед совершением Таинства Венчания и
на любое другое важное дело в их жизни.
Икона всегда являлась частью нашего быта,
нашей культуры, нашей жизни. Эта аналогия
– с любимым человеком на фотографии, –
наверное, самая верная, чтобы показать,
насколько икона дорога для христианина.
(Окончание следует…)
|