ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№01 2017 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Путешествие к батюшке Серафиму

Для верующего человека паломнические поездки являются неотъемлемой составляющей церковной жизни. Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение.

Вот и наша воскресная школа при храме в честь иконы Божией Матери «Целительница» на осенних каникулах отправилась в паломничество в святое Дивеево, чтобы поклониться честным мощам великого угодника Божия – преподобного Серафима Саровского. Поездка была организована паломническим отделом «Сибирский паломник».

День первый. 31 октября. Утром после Божественной литургии все паломники отслужили молебен о путешествующих. И в 15:00 мы встретились на железнодорожном вокзале. Все собрались организованно, без опозданий и с хорошим настроением. Нам предстояла веселая дорога и счастливые встречи! Поезд пришел без опоздания, мы заняли свои места, попрощались с провожающими, и наше путешествие началось.

Путь наш первоначально лежал в город Ульяновск (Симбирск), в воинскую часть №42731, где служит наш пономарь воин Артемий. Прихожане решили поздравить Артемия с именинами и поручили нам эту миссию. Мы тщательно готовились к встрече: собрали Артемию много подарков, выучили песни. После отправления поезда мы собрались все вместе, чтобы послушать рассказ отца Александра о житии апостола Луки (31 октября Православная Церковь чтит его память).

Потом мы все вместе прочитали вечерние молитвы и сели ужинать. После ужина у нас осталось еще время до сна, и мы повторили песни и поздравления для Артема. Спать не хотелось, у всех было веселое настроение, и мы играли в настольные игры – шашки, шахматы.

День второй. 1 ноября. Проснулись поздно – спалось так сладко! Сегодня у нас ответственный день. После прочтения утренних молитв начали готовить завтрак, который по времени перетек в обед. Еда была необычной – горячая лапша быстрого приготовления! Ели с аппетитом. Разве дома можно есть такую еду? А в дороге она самая вкусная! Вскоре мы прибыли в город Ульяновск.

На вокзале нас уже ждал батюшка Анастасий. Мы быстро погрузились в автобус и поехали в гости к батюшке в храм Благовещения Богородицы. Там нас радушно встретили и пригласили на трапезу, после которой батюшка провел нас по храму и территории, показал здание воскресной школы. На территории находится захоронение строителя храма – первого настоятеля протоиерея Георгия Халимонова (+12.03.2010). Он построил храм и много сделал для воскресной школы, один зал которой назван в честь настоятеля Георгиевским. На могиле батюшки мы пропели ему «вечную память».

Поблагодарив отца Анастасия за гостеприимство, мы поехали в воинскую часть, чтобы встретиться с Артемием. Он знал о нашем приезде и с нетерпением ждал! Воинская часть расположилась в бывшем училище связи. Подъехав к воротам части, мы развернули большой красочный плакат, на котором было написано: «С именинами!». Через некоторое время к нам выбежал Артемий! Он был такой красивый в зимней солдатской форме! Артемий был очень счастливым! Из воина он превратился в старшего брата – всех обнял, девочек покружил! Для нашей встречи нам дали несколько минут! Дисциплина! Но мы успели пофотографировать, передать подарки и радость своих сердец!

Почему-то сразу вспомнился сюжет из Евангелия от Луки. На Фаворской горе, когда Господь преобразился, Петр сказал: «Наставник! Хорошо нам здесь быть! Сделаем три кущи…» Когда нам хорошо, мы часто не ценим дарованной нам милости и не стремимся ее сохранить, пока она не отойдет от нас… Приближалась наша встреча с преподобным Серафимом!

День третий. 2 ноября. Утром мы быстро встали, прочитали утреннее правило, позавтракали и стали готовиться к выходу на станции Арзамас, где поезд стоит всего 10 минут. Мы организованно вышли, на вокзале нас уже ждал автобус. На нем мы поехали в Дивеево к батюшке Серафиму. После прибытия в Дивеево мы направились в паломнический центр оплатить экскурсии и обед. Потом мы решили отправиться на источник батюшки Серафима.

Источник преподобного Серафима открылся на берегу реки Сатис в первой половине XX века, когда саровские источники батюшки стали недоступны для посещения, потому что там разместился военный объект. Сохранилось предание, что в 60-х годах ХХ века солдаты-охранники однажды увидели старца в белом балахончике, с посохом в руке. Он стоял на том месте, где ограждение подходило к самой реке Сатис. Старец трижды ударил посохом о землю – и из трех мест забили родники. Несомненно, что на них перешли сила и слава знаменитых саровских Серафимовых источников.

Позже источник хотели засыпать. Подогнали трактор, но он сломался. Тракторист ждал, пока привезут новую деталь. В это время из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: «Не засыпай мой источник». Как окружающие ни уговаривали тракториста, он засыпать источник отказался. А начальника, который давал приказание засыпать источник, сняли с работы.

В 1994 году русло реки отвели и устроили искусственное озеро из святой ключевой воды. Часовню в честь преподобного Серафима Саровского освятил 17 июля 2009 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. На праздник Крещения здесь совершается Великий чин освящения воды.

При входе на святой источник у иконы преподобного Серафима мы все пропели тропарь и под молитву к Богородице окунулись в святом источнике. Набрали святой водицы и устроились на жительство. Гостиница наша оказалась очень близко от канавки Богородицы.

Расселившись по комнатам, мы пошли на благословление к Преподобному – приложиться к мощам святого Серафима, и остались на вечернюю службу. После ужина все отправились крестным ходом по канавке Царицы Небесной.

Особые чувства охватывают паломников, когда поздним вечером идут по канавке всем миром, вернее, всем монастырем. Впереди большая икона Божией Матери, за которой идут игумения Сергия, благочинная монастыря монахиня Екатерина, за ними сестры – сначала монахини, потом послушницы, – далее трудники и паломники. Все это молитвенное шествие растягивается на несколько сотен метров. Когда первые ряды заканчивают путь по канавке, «хвост» крестного хода находится еще где-то в середине пути. Кто-то идет быстро, кто-то, напротив, отстает. Но это не мешает общей соборной молитве, которая не забудется никому, кто в ней поучаствовал.

День четвертый. 3 ноября. У нас сегодня путешествие к Муромским святым: к преподобному Илии Муромцу, к благоверным князю Петру и княгине Февронии, к благоверным князьям Константину, Михаилу и Феодору. Мы едем на автобусе и слушаем рассказ о чудном и великом городе Муроме.

Сначала мы посетили Свято-Троицкий женский монастырь, где покоятся мощи святых Петра и Февронии. Эти святые являются образцом христианского супружества, покровителями брака и семьи. Мы поклонились мощам святых, у раки пропели молебен и заказали требы за наших родных и близких. Потом мы поехали в Благовещенский мужской монастырь, чтобы поклониться мощам святых князя Константина, княгини Ирины и чад их Михаила и Феодора. Эти святые являются образцом христианской родительской любви и сыновнего почитания родителей. Мы с экскурсией прошли по большой территории монастыря, увидели величественный памятник святым благоверным Петру и Февронии.

Прошли в храм Благовещения, в котором сохранился иконостас XVII в. Эта мужская обитель в Муроме была организована первым русским царем – Иваном IV Васильевичем. Посетили дивную колокольню из пластинчатых колоколов на территории монастыря. Они удивительно звонкие. Это мы поняли, когда позвонили в колокола.

Затем наш путь лежал в Спасо-Преображенский мужской монастырь. Монастырь стоит на высоком берегу Оки. Это древнейшая обитель святой православной Руси – 1096 года. Там находится частица мощей (перст) святого преподобного Илии Муромца, а также икона Божией Матери «Скоропослушница», которая привезена с Афона в 1878 году. В стенах монастыря побывали многие святые: святитель Василий, святые благоверные князья Петр и Феврония, Серафим Саровский.

Монастырь нас встретил гостеприимно вкусной рыбной трапезой. В монастырской хлебной лавке купили хлеба и муромских калачей. В церковной лавке приобрели утварь для нашего алтаря.

Последним храмом, который мы посетили в Муроме, стал Николо-Набережный, расположенный также на берегу Оки. Здесь находятся чудотворные мощи святой праведной Иулиании. У мощей мы послужили молебен нараспев, и батюшка помазал всех маслицем от лампадки, горящей у святой праведной Иулиании. Затем отправились на святой источник Николая Чудотворца, который располагается за церковью.

Церковь Николая Чудотворца поставлена в соответствии с древней традицией – строить Никольские храмы у воды, поскольку святитель Николай Чудотворец почитался в народе как спасатель утопающих, покровитель плавающих и путешествующих. Мы попили воды из святого источника, батюшка окропил нас святой водой, и мы отправились в обратный путь через живописную набережную Мурома, где полюбовались видом на Оку и величественным памятником Илье Муромцу! В автобусе по дороге в Дивеево мы пели акафист Казанской иконе Божией Матери.

Завтра праздник этого образа Богородицы!

День пятый. 4 ноября. Утром мы пошли на праздничную литургию. Потом все вместе прошли крестным ходом по канавке, потрапезничали в гостевой трапезной, и уже было время идти на всенощную службу.

Служба была торжественной и долгой, потому что завтра Димитриевская родительская суббота – поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского. Горят свечи, поет хор, воздух светло-синий от кадильного фимиама, люди стоят плечом к плечу, и мнится, что пространство храма в этот день расширяется, увеличивается вдвое: плечом к плечу стоят здесь незримо и наши усопшие, для кого поминальная наша молитва – поддержка и утешение. После службы был парастас. Парастас (греч. «ходатайство») – это заупокойная всенощная, последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам, совершаемое на всенощном бдении родительских суббот (служится вечером в пятницу).

После службы мы поужинали и отправились в гостиницу готовиться к причастию.

День шестой. 5 ноября. Встали утром очень рано и пошли на праздничную литургию в Троицком соборе. После службы приложились к мощам преподобного Серафима, пропели ему акафист и величание. Потом мы пошли крестным ходом по канавке. Получили благословление у батюшки Серафима и Богородицы в обратный путь!

В продолжение этого удивительного дня у нас состоялась экскурсия по обители. От экскурсовода мы услышали интересную историю возникновения Четвертого удела Богородицы. Мы вошли в Казанский собор поклониться мощам дивеевских святых, небесных покровителей обители, – преподобным женам Александре, Марфе, Елене, преподобноисповеднице Матроне, святым блаженным Пелагии, Параскеве и Марии.

Дальше мы направились в гостиницу собирать вещи. Едем домой через Арзамас, там у нас экскурсия в музей Русского Патриаршества, который находится в городской ратуше. Музей Русского Патриаршества – совместный проект Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и Нижегородской митрополии Русской Православной Церкви. Это единственный в мире музей, экспозиции которого целиком посвящены жизни русских патриархов. Открыт 1 августа 2013 года. Уникальность музея состоит и в том, что в нем показан период патриаршества советского времени – жизнь Церкви в эпоху гонений, начиная со Святейшего Патриарха Сергия – уроженца города Арзамаса.

Потом мы посетили Свято-Николаевский женский монастырь, расположенный в центре города Арзамаса. В настоящее время в монастыре два действующих храма – в честь Богоявления Господня и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а также строящийся храм во имя святителя Николая Чудотворца.

В храме Богоявления мы пропели акафист иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и помазались святым маслом из лампадки. Нас вкусно и сытно покормили: горячий суп, соления, пирожки. Особенно понравилась монастырская каша с тыквой и апельсинами.

Потом мы пошли к Животворящему Кресту Господню – самой известной и почитаемой святыне Арзамаса. По преданию, резной крест Господень был принесен в Арзамас во второй половине XVII века неким Шаянским. В то время в провинциальном городке жило трое братьев Шаянских (по другим сведениям, Кащеевых). Старшие занимались торговлей, а младший брат не имел способностей к этому ремеслу и слыл среди людей слабоумным. Но при этом он был кроток, очень благочестив, поэтому старшие братья любили его и всегда брали с собой на ярмарки.

Однажды, во время поездки на Макарьевскую ярмарку, и произошло чудесное обретение святыни. Пока братья торговали, младший, по своему обыкновению, посещал богослужения Макарьева Желтоводского монастыря. По окончании литургии он пошел на берег Волги полюбоваться торговыми судами. Среди кораблей он заметил лодку, украшенную цветами и благоухающими деревьями, посреди которой стоял большой крест с резным распятием. Молодой человек зашел в лодку, чтобы поклониться святыне. Тут к нему подошел хозяин судна и спросил, не хочет ли тот купить этот крест. Шаянский обрадовался, сговорился о цене, вот только сказал, что денег с собой нет, нужно дойти до братьев. «Крест ты возьми сейчас, а деньги принесешь позже», – ответил хозяин. Братья с радостью дали нужную сумму. Но когда парень пришел расплатиться, то лодки не нашел. Сколько ни расспрашивал он владельцев других судов, все отвечали, что ее никогда здесь и не было. Очевидно, как сразу решил Шаянский, не простой человек был хозяин чудесной лодки, а ангел Господень. Он понес крест в Арзамас пешком, взвалив его на спину.

День седьмой. 6 ноября. Поезд мчится в Тюмень. Сегодня мы поспали подольше, потом прочитали правило, позавтракали и слушали рассказ про патриарха Тихона. Святитель Тихон жил в обстановке тяжелого гонения на Церковь, он прошел семь лет патриаршего служения как настоящий крестный путь на Голгофу. Мы можем с полным основанием сказать, что патриарх Тихон стал во главе воинства новых мучеников. Сам он претерпевал гонения с первых дней своего патриаршества. Именно эти годы привели его к преждевременной кончине. Он скончался 60 лет от роду, то есть прожил не такую уж долгую жизнь.

Те, кто знал патриарха Тихона, свидетельствовали, что он был человеком невероятного смирения, кротости и любви. Он был совершенно простым. Ему не был присущ пафос. Он был прост в жизни, в обхождении с окружающими. Все, кто соприкасались с патриархом Тихоном, освящались благодатью и любовью.

Патриарх Тихон, как все святые люди, был внутренне очень свободным. Он благословил и тем самым узаконил, как патриарх и как святой, частое причащение Святых Христовых Таин. Он благословил верующих на подвиг исповедничества и мученичества. Он своим примером показал, как Церковь может победить самую страшную, невероятную силу зла.

Послания святого патриарха Тихона являются святоотеческим наставлением всем христианам на все оставшиеся века. Все знают исповеднические послания патриарха Тихона большевикам, знают его послание с анафемой творящим беззакония большевикам. Своими посланиями он старался защитить Церковь от гонителей, от разбоя. В 1922 году патриарх был арестован. Его допрашивали в суде. Потом был год строгого заключения в Донском монастыре. Оттуда святого Тихона возили на допросы на Лубянку. Некоторое время он провел в Лубянской тюрьме. Политбюро вынесло ему смертный приговор. Весь христианский мир – в Европе и Америке – встал на защиту русского патриарха. «Заграница» грозила, как теперь говорят, экономическими санкциями. Было решено не расстреливать патриарха. Когда его выпустили, то мгновенно рухнула провокационная деятельность «Живой церкви».

Патриарх Тихон обладал нравственным авторитетом, который оказался необыкновенно мощной силой, сплачивающей Церковь, духовенство, весь русский народ. Единственное, что ему было дорого, – это служение Церкви. Он понимал, что Господь поставил его как маяк, который должен светить во тьме и указывать путь Христов.

В России вся Церковь была объявлена вне закона. И не на время, а с целью полного уничтожения Церкви. Весь епископат был подвергнут репрессиям. Почти все священники были убиты или посажены. Перед Великой Отечественной войной в России на свободе осталось всего несколько епископов и порядка 100 священников.

Большевики арестовывали ближайших сподвижников святого патриарха, заключали их в тюрьмы, отправляли в ссылки, некоторых расстреляли. На его глазах закрывали храмы, монастыри, духовные школы, отнимали святыни, вскрывали мощи. Патриарху Тихону порой приходилось одному противостоять советскому гонению и искать для Церкви правильный путь.

…Подходило к концу наше путешествие. В суете житейских и приходских дел мы зачастую не имеем возможности узнать друг друга поближе. Паломничество дает такую возможность. Дорога к святыням занимает несколько часов, и всякий участник поездки может провести это время в простом человеческом общении. Родители едут с детьми, взрослые учащиеся воскресной школы со своими товарищами. Дети общаются с другими детьми, родители – с другими родителями. В этом заключается немаловажное значение паломнических поездок.

В паломничествах мы испытываем на себе действие Божией благодати, сохраняющей и возрождающей нашу духовную жизнь. Именно поэтому мы возвращаемся из паломничеств словно обновленными, исполненными сил для последующей жизни. Господь укрепляет нас для продолжения борьбы со страстями, утверждает во всем добром.

Путевые заметки записали:
София Горгоц, Екатерина Иванова,
Евгений Феоктистов,
Сергей Иванов, Максим Федоров,
Варвара Иванова,
Анастасия Андреева.
Составитель:
паломница Ольга Бутусова,
г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.