После поста народ желает сугубого утешения. Словно пост был бедой. Словно пост был мукой. Словно пост был неприятностью, которую нужно вылечить приятностью.
Приятность, прежде всего, мы полагаем
в разговлении. Мы с радостью свергаем иго
поста, чтобы вернуться к старому. Кушать,
как прежде. Жить, как прежде. Позволить
себе слабости, как прежде.
Но при чем тут Святки? Что это такие
за Святки? Почему дни нашего возврата к
прежней жизни названы Святками? Что святого в пище, вине и гулянках?
Ничего.
Святки – это время от «звезды до воды».
То есть от Рождественской звезды до Крещенской воды. В эти дни Уставом запрещаются не только поклоны – как признак поста, но даже плотяная радость венчания.
С постом все ясно. Человек трудился и в
конце трудов вошел в радость Господа – как
друг, без поклонов и без признаков рабства.
Постом человек становится ближе к Богу.
Бог видится близко.
Это бывает так редко, когда мы в состоянии видеть Бога близко, что предлагается отложить все земные радости и по мере возможностей немного пожить у Бога на виду.
Смысл Святок в том, что эти немногочисленные дни нам предлагается насладиться святостью. Пожить так, как живут святые.
Но что мы видим? Елки, обильный ужин,
гуляния, конфеты, мандарины, вино, гости. И
невольно закрадывается мысль: «А точно ли
в этом состоит близость к Богу?»
Плотяной пост рождает плотяную радость
язычников. Хотя язычникам такое сравнение может показаться обидным. Греки приносили богам гекатомбы – сто быков сразу.
Куда нам до них!..
Плотяная радость затмевает радость Божию…
«Плод же духа: любовь, милосердие, радость, вера, мир, кротость».
Поэтому настоящие Святки состоят в том, чтобы:
Позволить себе НАСЛАДИТЬСЯ любовью.
Позволить себе НАСЛАДИТЬСЯ милосердием.
Позволить себе НАСЛАДИТЬСЯ миром.
Чем же тогда отличается пост от святок, если гулять все время нельзя?
Постом мы радовали Бога и ближних
своим воздержанием. На святках – нужно
порадовать своей щедростью. Постом древо
души накапливало силу. Святками оно должно было принести плоды.
Пост телесный принес нам экономию средств, которую можно потратить на радость ближним. Пост духовный принес нам плоды духа, которыми тоже можно поделиться со скорбящими и унылыми. Нам хорошо радовать окружающих людей так, как бескорыстно и легко нас радуют ангелы Божии.
Что же делать конкретно и как порадоваться конкретно?
Для тех, кто далек от Церкви и Бога, –
насладитесь десятью заповедями. Во-первых,
надо вспомнить первые заповеди, гласящие
о том, что нет ничего важнее наших отношений с Богом. Дайте душе поговорить с Богом в праздничных молитвах и позвольте
себе принять Христа под кров своей души
в Таинствах Церкви.
Во-вторых, хорошо вспомнить, что благодать берется не только от общения с Богом, но и через нашу праведность, основы которой заложены в оставшихся частях Декалога. Например, можно получить благодать, навестив и почтив родителей. Бог любит почтительных детей и благословляет их через заповедь, стоящую выше заповеди запрета убийства.
Тут много говорить не приходится, потому что каждый человек сам прекрасно знает, что он должен людям и Богу.
Для тех, кто перешагнул грань, отделяющую ветхозаветную праведность и христианство, – пусть те насладятся истинно христианской радостью в духе бескорыстной любви.
Целый год мы жили «как люди». Поживем всего двенадцать дней как ангелы. Если мы не будем иметь такого опыта, то как нас возьмут в Рай? А если мы не хотим в Рай, то зачем мы вообще пришли в храм? Зачем надели крест? Зачем назвались «христиане»?
Святки – это дни радости, отпразднованные вместе с Богом. Мы для того назвались Христиане, чтобы принять вместе со Христом не только Крест, но и радость Рождества, Пасхи и Царства Небесного, в чем и
помоги нам, Господи!
Священник Константин Камышанов
(опубликовано с сокращениями).
Православие и мир – Правмир.ру
|