23 декабря 2016 г.
Сто лет назад в ночь на 17 (30 по новому стилю) декабря 1916 года в Петрограде был убит Григорий Ефимович Распутин. Любая смерть человека, а тем более жестокое несправедливое убийство без законного суда и следствия – есть трагедия. Православный крещеный человек, ушедший в мир иной, достоин сострадания и молитвы о упокоении его
души. Грешный человек или нет, искупил ли он свои грехи покаянием и страдальческой кончиной – знает один только Бог. Если человек не совершал явного богохульства, то мы можем с надеждой на милосердие Божие молиться о упокоении его души.
Однако между заупокойной молитвой о человеке и причислением его к лику святых – огромная пропасть. Причисление к лику святых, называемое по другому канонизация (от слова «канон», «мерило», «правило»), – есть объявление человека достойным всяческого подражания, примером для верующих. Церковь, подтверждая свою веру решениями соборов, заявляет о том, что человек этот своим житием угодил Богу и находится среди святых. Это должно быть общим, соборным решением. Не должно выдавать желаемое за действительное.
Установка в Покровском не простого мемориального знака, а сооружения в виде часовни (видимо, имени Григория Распутина?),
использование его изображения на иконах
как святого, а тем более приезд на территорию Тобольско-Тюменской епархии без приглашения и самочинное «освящение» вышеуказанного
«часовенного столпа» монахами и
священнослужителями из других епархий является по церковным правилам преступлением, каноническим преступлением. А раз так,
то и само действие это с духовной точки зрения считается ничтожным. Если же лица, совершавшие это «освящение», осознанно шли
на нарушение всех церковных правил, считая
свою точку зрения непогрешимой, то это уже
не просто ничтожное, но и греховное дело.
Для знакомства с историей вопроса и пониманием позиции Церкви в отношении к личности Григория Распутина приводим выдержку
из приложения к докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2004 года.
«Одним из болезненных проявлений современного кризиса исторического самосознания в церковно-общественной жизни является кампания по «реабилитации» и «прославлению» царя Ивана Грозного и Г.Е. Распутина, которая началась в 1990-е годы на страницах научно-популярных книг и была подхвачена рядом СМИ. Споры о деятельности Ивана
Грозного идут уже четыре столетия. Но лишь
в наши дни нашлись поклонники не только политических приемов, но и нравственного облика Ивана Васильевича. О Григории Распутине же даже его ближайшее окружение не отзывалось так односторонне восторженно, как
его нынешние почитатели.
Собственно, вопрос о прославлении Ивана
Грозного и Г. Распутина – вопрос не столько веры, религиозного чувства или достоверного исторического знания, сколько вопрос
общественно-политической борьбы. Имена
Ивана Грозного и Г. Распутина используются в этой борьбе как знамя, как символ политической нетерпимости и особой «народной
религиозности», которая противопоставляется «официальной религиозности» священства.
Неслучайно, видимо, символами этой кампании стали миряне, известные не своими духовными подвигами, а своею политическою
активностью, причем находившиеся, по меньшей мере, в сложных отношениях с представителями церковной иерархии. В лице первого царя и «друга» последнего самодержца
пытаются прославить не христиан, стяжавших
Духа Святого, а принцип неограниченной, в
том числе – морально и религиозно, политической власти, которая и является для организаторов кампании высшей духовной ценностью.
Инициаторы канонизации Ивана Грозного и Г. Распутина не могут не сознавать, что сама идея о возможности такого прославления способна вызвать смущение среди православных верующих. Но цель этой кампании
именно в том и состоит, чтобы вызвать борьбу, в борьбе найти сторонников и тем самым обеспечить себе известное положение и влияние в обществе».
|