ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№01 2017 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Одежда для молитвы в церкви: неужели это имеет значение?

Конечно, зря наши бабушки в столь категоричной форме делают зачастую замечания приходящим в храм людям, одетым не подобающим месту и времени образом. Так и хочется спросить, если вдруг заметишь одергивание молодых людей со стороны старших прихожанок: «На своем молоке обожглись, теперь на чужую воду дуете?!»

Это общее искушение людей старшего поколения: раздражительность, а также желание исправлять в молодых людях все то, что сами зачастую делали в молодости, а сейчас понимают – неправильно делали. К этой особенности характера пожилых людей надо относиться с пониманием и не раздражаться самим. Не может же священник уследить за всеми прихожанами и одергивать каждую старушку, отчитывающую, в свою очередь, молодую девушку без платка или в брюках в храме? «На каждый роток не накинешь платок».

Но давайте разбираться, а в чем собственно дело? За что бабушки ополчаются на молодежь? Может, есть правда в их требованиях, несмотря на недолжный тон их замечаний?

К мужчинам основное требование в церкви по внешнему виду такое: «Итак, муж не должен покрывать голову (имеется в виду в храме при молитве – прим. авт.), потому что он есть образ и слава Божия» (1-е Послание апостола Павла к Коринфянам, гл. 11).

К женщинам требований больше. Первое из них о покрытии головы: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается… А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого (то есть иного, другого – прим. авт.) обычая, ни церкви Божии» (то же 1-е Послание к Коринфянам).

Другое требование касается одежды, приличной женскому полу. Основанием для него служат такие слова Священного Писания: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие». Надеюсь, современному человеку понятны мотивы этого запрещения и то, что эти переодевания могут стать одной из ступеней появления у человека половых извращений. А это уже есть абсолютный и безусловный грех. Конечно, женщины, может, и не помышляют ни о чем подобном, просто носят брюки для удобства, но все же, идя в храм, стоит надеть платье или юбку. В крайнем случае, нужно взять специальные юбки при входе в церковь, во многих храмах сейчас есть такая одежда. Хотя, честно говоря, вообще женщине к лицу всегда носить женскую одежду (то есть не брюки), поскольку в такой одежде она и выглядит женственнее. А ведь мужчины ценят женщин во многом именно за это их качество.

Однако, что стоит за этими непонятными запретами Библии в отношении одежды? Неужели Богу это важно и Он смотрит на то, как мы одеты? Нет, Он смотрит на нашу душу. А вот другие люди могут смотреть и не только на иконы, но и по сторонам. Ведь в храм приходят люди вместе со своими страстями. Лукавый и здесь, и даже особенно здесь, будет пытаться отвлечь от молитвы, либо склоняя мысли человека к чему-то житейскому, либо, что для него еще лучше, к греховному.

Поэтому не только одежда, подчеркивающая женские формы, но даже открытые распущенные волосы, которые, как известно, также обладают известной притягательностью для мужчин, в храме неуместны. Любая женщина должна понимать эти вещи. Провоцировать мужчин на нескромные взгляды в тот момент, когда все собрались в храм для молитвы к Богу, – это грех с ее стороны. Даже если она этого не понимает или не хочет понимать. Тем более, если она привыкла ловить на себе взгляды мужчин и ей это нравится, – приходя в храм, надо отложить это дело и, кстати, задуматься о допустимости этой своей привычки в жизни вообще. Тем более, если женщина замужем.

Вот за нарушение этих неписаных, но ощущаемых самим подсознанием правил представительницы старшего поколения и «накидываются» на молодых женщин. Хотя стоило бы снизойти к их непониманию данного вопроса.

Кстати говоря, длинная черная монашеская одежда, а также священническая ряса, закрывающая и тело, и конечности, также должны предохранять носящего их человека от нескромных взглядов. Так что, давая такие предписания относительно внешнего вида молящихся, Церковь в первую очередь требует целомудрия в одеянии священнослужителей. Священники его выполняют.

Протоиерей Григорий Мансуров,
с. Кулаково

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.