ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№01 2017 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Почему русская изба называется избой

Об авторе: Сергей Владимирович Абрамов родился 6 октября 1960 года в деревне Бугинка Ярковского района Тюменской области. После окончания школы поступил в Троицкое Авиационно-техническое училище Гражданской авиации. По окончании училища (1981 г.) работал авиатехником в аэропорту Рощино г. Тюмени.

В 1983 году переехал в Сургутский район, с 1983 по 2006 год работал в подразделениях «Сургутгазпрома» слесарем, машинистом технологических компрессоров и по другим специальностям. С 2007 по 2012 год работал в различных частных предприятиях.

Стихи начал писать основательно с 1995 года. Автор сборников: «Небесные истоки (2003), «Верста» (2005), «Задумчивые ночи» (2006), «Родные задворки» (2008), «Мгновение красоты» (2012).

С 2002 года стихи периодически публиковались в периодических изданиях «Тюмень литературная», «Cибирская православная газета», «Колокол», «Тюменская правда», «Парадный подъезд», «Пегас», в альманахе «Литературный факел» и других изданиях.

Член Союза писателей России (апрель, 2014 г.)

В настоящее время на пенсии, проживает в городе Уфа.

Многие слова нам знакомы с самого раннего детства, и мы настолько к ним привыкли, что, бывает, и вовсе не задумываемся об их значении.

Однажды я спросил себя: почему русская крестьянская изба называется именно избой, а не как иначе. И пришли в мою голову такие любопытные рассуждения. В древности простой народ, большей частью безграмотный или малограмотный, не имел возможности изучать Священное Писание непосредственно по книгам, не каждый мог себе позволить иметь Евангелие в своем доме. Но имея прекрасную память (не загрязненную бурным потоком ненужной информации, как в современной жизни), слыша в церквях евангельские чтения, дабы сохранить и утвердить их в своем сознании и в сердце, переносил их в свой повседневный быт. Этот опыт был перенят, вероятнее всего, от древних монахов-аскетов.

Давайте посмотрим на крестьянское подворье. Во двор (ограду) можно войти (или въехать на лошади) только через ворота. Слово ворота – вращать, воротиться, ворочать, вернуть. Через них – ворота – можно воротиться, вернуться с улицы (улица – улика, уличение). Вспомним притчу о блудном сыне: сын, уличенный совестью, воротился в отчий дом. Идем дальше и заходим в сени, и сразу вспоминаем: «люди, седящие в сени смертней». Блудный сын, он уже близок к встрече с отцом, но все еще ощущает себя идущим во мраке (сени обычно строились без окон, темными), он еще не услышал слов прощения. И вот входит в избу – избавление, избавить, избавиться. Заметим, что двери в крестьянских избах были очень низкие, а пороги высокие. Входящий человек должен был низко склониться, переступая порог. И так, через поклонение отчему дому, отцу – он получает избавление от грехов и с уже очищенной душой входит в горницу – горнее место (Сионская горница – где Иисус Христос совершил Тайную Вечерю со своими учениками-апостолами). Но в горницу невозможно было пройти мимо кухни. Кухня – отдельное место в избе, которое, как в древности, так и доныне еще, некоторые старые люди называют куть (от «кутья»). Что такое кутья и ради чего приготавливается – все знают и нет надобности пояснять. В горнице же, в самом почетном углу стояли образа, стояли обычно высоко, почти у самого потолка. По-толок – исходные глаголы: толочь, толкать, которые в древности имели еще значение – просить, спрашивать, говорить. «Толците, и вам отверзется», – говорил Спаситель ученикам Своим: то есть просите усердно, и перед вами откроется тот коридор, то пространство, которое связывает земного человека с неземным миром, Царством Небесным.

И еще один вопрос: откуда в русских семьях появился обычай снимать обувь при входе в избу? А давайте вспомним, что сказал Господь Моисею, когда тот хотел приблизиться к неопалимой купине: «изуй сапоги от ног твоих: место бо, на нем же ты стоиши, земля свята есть». Для русского человека жилище его было евангельски осознаваемо малой церковью, освящено светом истины, молитвой, покаянием. Ныне же это все забыто или почти забыто. Названия остались, но суть утрачена. Хотя, впрочем, кто нам мешает возродить древние народные традиции? Да никто. Научно-технический прогресс – инвалидная коляска для всего человечества – действительно стоит некой преградой, но, однако ж, если научиться молитвенно смотреть на весь видимый современный мир взглядом наших благочестивых предков, обоживая все свои дела, мысли, желания (богоугодные), то наша жизнь не станет хуже, а напротив, будет чище, светлее, праведнее. И в наших избах всегда будет жить ощутимо та радость, которая называется Благодатью.

Сергей Абрамов
Барсово, 2007 г.

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.