ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№1 2016 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Уважаемый читатель! Ко дню памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского (2 января по н. ст.) редакция Сибирской православной газеты получила очередной материал от нашего постоянного автора Надежды Антуфьевой с припиской: «В подарок для вас и читателей газеты подготовила статью о мамочке святого праведного Иоанна Кронштадтского, воспользовавшись газетой «Кронштадт православный», и сделала выписки из местных газет о его помощи нашим храмам и школам. Всего вам доброго!!!» Надежда Леонидовна».

С удовольствием помещаем на наших страницах присланную статью.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев) родился 19 (31) октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Скончался 20 декабря 1908 года (2 января 1909 года по н. ст.) в городе Кронштадте Санкт-Петербургской губернии.

Отец Иоанн Кронштадтский был священником Русской Православной Церкви, митрофорным протоиереем, в течение 53 лет настоятелем Андреевского собора в Кронштадте; членом Святейшего Правительствующего Синода с 1906 года (но участия в заседаниях не принимал), член Союза русского народа. Проповедник, духовный писатель, церковнообщественный и социальный деятель правоконсервативных монархических взглядов. Являлся почетным членом Императорского Православного Палестинского Общества.

Город Кронштадт, где жил отец Иоанн, расположен на острове Котлин у входа в Неву со стороны Балтийского залива. Остров вытянут в длину на 11 км, в ширину около 2 км.

Во время служения в Кронштадте отца Иоанна в Андреевском соборе город стал одним из главных духовных центров православной культуры. В 1932 году Андреевский собор был разрушен, так же, как были разрушены и пришли в запустение более 40 других церквей и часовен. В городе-крепости, базе Российского флота служили моряки разных национальностей и вероисповеданий.

При жизни батюшки была сооружена часовня во имя Казанской иконы Божией Матери над могилой его матери Феодоры Власьевны Сергиевой. В годы богоборчества она пребывала в разрухе и запустении, склеп был доверху заполнен кладбищенским мусором. 11 июня 1999 года, при очистке склепа-часовни были найдены останки старицы Феодоры, почти полностью сохранившиеся, которые по благословению владыки Владимира были торжественно перезахоронены: положены в новый гроб и оставлены лежать в склепе, под спудом. Часовня на городском кладбище восстановлена. Это место стало большой святыней православного Кронштадта.

В газете «Кронштадт православный», № 1 за 2008 г., помещена следующая заметка Ольги Евсюковой.



«Маменька, святыня моя!»


«По плодам их познаете вы их», – сказано в Писании о возможности познания скрытой сущности вещей. Так же, по плодам, познается и человек, по тому – доброе или злое творил он в своей жизни, к добру или худу вели его советы и поступки. Но самым показательным является плод воспитательных усилий – ребенок. Невозможно скрыться от пытливых детских глаз, явит дитя всему миру и твою показную доброту, и лживость твоих поступков и слов. А может, проявит, как под увеличительным стеклом, всю глубину благочестия и истинной веры своих родителей. И всякий, встретившийся с ним на жизненном пути, будет задаваться вопросом, какими были те, кому Господь даровал растить в своей семье Своего избранника. К числу таких, Богом избранных, женщин относится и Феодора Власьевна Сергиева, урожденная Порохина, мать святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Время безжалостно, и теперь нам уже не установить, какой была женщина, через которую Господь даровал нам Своего молитвенника, нет свидетелей ее жизни. Время – благословенно, оно стирает случайное, оставляя потомкам только главное, сущностное. Из воспоминаний родственников и домочадцев Иоанна Кронштадтского и из его дневника узнаем мы о роли старицы Феодоры в судьбе Иоанна Кронштадтского.

Это она, будучи уже вдовой, нуждаясь в материальной поддержке и помощи, соглашается с выбором сына продолжить образование в петербургских духовных школах, а не пойти служить сельским священником и иметь пусть не большой, но уже постоянный заработок. А мир получил образованнейшего богослова, внесшего достойный вклад в «науку наук» – философию. Она явила сыну подлинное смирение и великую веру в Промысл Божий, когда, передавая ему, заболевшему, благословение, тем не менее не разрешила послаблять пост и тем самым отступать от установлений Церкви. А позже, в одной из своих проповедей, батюшка Иоанн скажет, что нужно в любом возрасте, при любых жизненных обстоятельствах слушать и выполнять родительскую волю, ибо им от века установлено знать о своих детях значительно больше, чем им самим о себе.

В 1871 году она приехала в гости к своему сыну в Кронштадт, чтобы остаться в нем навеки. В дневнике отец Иоанн напишет, что благодарит Господа за великую радость побыть с матерью в последние дни ее земной жизни, походить за нею, как бы отдавая сыновний долг ее материнскому подвигу выхаживания от болезней и самой смерти его, родившегося слабым телесно в холодную октябрьскую пору. Он соборовал ее, умиравшую, сам совершил весь чин погребения, сам отпел ее, вложив в гроб спекшиеся ладан и угли, пузырек от соборного елея. В воспоминаниях современников нет ни строчки о скорби отца Иоанна, нет ни слова об изменении его внешнего поведения в связи с кончиной матери. А в дневнике полные печали строки: «Маменька! Святыня моя! Как остро я ощущаю свое сиротство… Никто более не помолится обо мне так. Никто не скажет: «Дитятко, благослови». И это – внешнее спокойствие, хранение чувств – тоже от нее, от матушки Феодоры, по северному суровой и одновременно нежной и чуткой сердцем.

А матушкино «Дитятко, благослови!» – сколько в нем мудрости, достоинства и смирения. «Дитятко» сын, даже взрослый, даже известный протоиерей – все равно сын, о нем ее молитва, ей за него отвечать перед Вечным Судией; и «благослови» – смиренное осознание Таинства Священства, муки и боль которого несет на своих плечах ее сын.

Если внимательно проанализировать проповеди отца Иоанна Кронштадтского, его наставления и поучения, то одной из главных тем всегда была пятая заповедь Декалога о почитании родителей. Сам он явил и являет доныне подлинное совершенство сыновней любви, покорность родительской воле.

Многим прибегающим к молитвенной помощи старицы Феодоры известно, что через нее мгновенно доходят наши воздыхания и молитвы о помощи: это он – святой праведный Иоанн Кронштадтский выполняет просьбы своей незабвенной матушки. Известны случаи исцеления по молитвам в часовне старицы Феодоры, и особенно охотно помогает матушка в деле воспитания детей, о чем ее усердно просят многие и многие.

Молитесь, просите помощи у матери святого, и она и святой праведный Иоанн Кронштадтский всегда поспешат вам на подмогу.

Помощь святого праведного Иоанна Кронштадтского храмам Тобольской губернии.

Газеты «Тобольские епархиальные ведомости» и на рубеже XIX и ХХ веков сообщали читателям о духовной и материальной поддержках батюшки Иоанна в строительстве святых храмов Божиих.

«Тобольские епархиальные ведомости» (1901, № 20) в статье, посвященной освящению Тюменской Знаменской церкви и чествованию благотворителя М.И.Иванова, составили и подписали телеграмму в Кронштадт, отцу протоиерею Иоанну Сергиеву. Вот текст телеграммы: «Священнослужители, члены строительного комитета, представители граждан города Тюмени и лица, участвовавшие в перестройке Знаменского храма, долгом почитают принести искреннюю благодарность тому, с чьего благословения пожертвована большая сумма на перестройку храма и кто принимал молитвенное участие в совершении сей перестройки, и просят впредь не оставить их своим теплым молитвенным предстательством у Престола Божия».

Годом раньше, в 1900 году, «Сибирская торговая газета» поместила текст телеграммы от членов Тюменской городской Думы в адрес отца Иоанна Сергиева за помощь в строительстве Михайло-Архангельской церкви. Это период, когда Знаменская церковь активно строилась при участии того же купца Михаила Ивановича Иванова, духовного друга отца Иоанна Кронштадтского.

Привожу тексты из газеты «Тобольские епархиальные ведомости» (1898, № 3): «Глубокочтимый отец Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) на нужды строящегося храма в деревне Червишевой Червишевской волости Пышминского прихода Тюменского округа пожертвовал сто рублей».

В 1898 году активно продолжалось строительство Сибирской железной дороги. Вдоль пути от Урала до Владивостока начали возводить церкви. «Первый взнос на этот капитал был сделан протоиереем Кронштадтского Андреевского собора о. Иоанном Сергиевым», – сообщает газета № 6 за 1898 год.

1899 год, № 1: «Тобольским уездным отделением получено от о. протоиерея Иоанна Кронштадтского 200 р. на школы Леушинскую и Сатыгинскую».

1899 год, № 12-13: «Село Снегиревское, единоверческий храм получил 100 рублей от Иоанна Кронштадтского».

1900 год, № 6: «Объявляется благодарность епархиального начальства о. протоиерею Кронштадтского Андреевского собора Иоанну Сергиеву за пожертвование 200 рублей на постройку храма в селе Ярковском Тюменского уезда».

Материал подготовлен
Надеждой Антуфьевой

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.