Это был удивительнейший и радостнейший
день в жизни Вселенной. Исходят ветхозаветные времена, и Господь, облекая Себя в
человечество, став человеком, приходит на
Иордан к Иоанну Крестителю. Иоанн, понимая,
Кто к нему пришел, в ужасе восклицает: «Мне
надобно креститься у Тебя, и ты приходишь ко
мне?» Но Иисус Христос крестится в Иордане
и начинает Свое служение спасению людей.
С этого чудесного события начинается
Крещение как Таинство включения человека в Церковь. Вступая в истинную веру,
мы крестимся во имя Отца, и Сына, и
Святого Духа. Сойдя во Иордан, Господь
Иисус Христос освятил воды и с ними все
стихии и всю материю. С
этого события природа стала
вновь способной получать
благодатные дары. Самая
высокая Тайна явлена была
при Крещении Иисуса Христа
– Тайна Святой Троицы, и
с тех самых пор Крещение
есть путь к Богоявлению для
каждого человека, ставшего
чадом Церкви Христовой.
Почти через две тысячи
лет после этих славных событий в сибирском городе
Тюмени трое друзей, Евгений, Мирослав и Юрий,
собрались ехать в Тобольск
на праздник Богоявления. Евгений и Мирослав съездили год назад, и потом на
целый год осталась с ними
крещенская радость: стояла крещенская вода
в полуторалитровой пластиковой бутыли. И,
принимая ее понемножку, а то и просто
глядя на бутыль, вспоминали высокий берег
Иртыша с красавицей-Софией, которую потом увидели кипящей праздничным народом,
огромную толпу на берегу Иртыша и над
толпой плывущий голос Владыки Димитрия…
И Юрий тоже решил окунуться в ледяную купель.
Погоду в этом году трудно понять: в
начале января -28-30, в Рождественский сочельник -5, после Рождества потеплело до +2,
с крыш текло, будто пришла весна. Накануне
Крещения мороз был совсем не крещенский,
не трескучий и друзья решили добираться
своим ходом, на «пятерке». Собрались, помолились – и в путь. Конечно, не летнее
время, но «пятерка» идет довольно бодро.
Проплывают за окном знакомые названия: Ембаево, Покровское, Ярково, и снега,
снега… Много в России снега.
Юрий по немощи два раза просил машину
остановить – курить хотелось так, что сил не
было терпеть. Мирослав и Евгений ворчали,
обзывали болезного «драконом», но машину
останавливали – кури, травись.
Приехали – и сразу в Покровский храм:
приложились к раке святителя Иоанна,
митрополита Тобольского и всея Сибири
чудотворца. Всенощную служили тоже в
Покровском, и Владыка Димитрий на лбу
каждого начертал елеем крестик. Вечером
любовались Тобольском с берега Иртыша. На
ночлег остановились в семинарии, в комнате,
предназначенной для заочников. Пришел
знакомый улыбчивый семинарист Вадим и
напоил чаем. Вот и слава Богу!
Утром пошли на праздничную Литургию.
После Литургии поплыл в небе гул колоколов –
Крестный ход. Сколько их было в жизни,
крестных ходов, а волнуешься как в первый
раз. Народ течет и течет, плывут хоругви,
тропари поют. И все вместе: священство,
семинаристы, весь народ – движутся к
Иртышу. Под ногами хруст, вокруг снежные
кружева, сердце колотится в груди и такая
радость, что и высказать невозможно. Как
будто уже и не земное что-то движется по
заснеженному Тобольску, и в него вливаются
все новые и новые струйки людей.
Иртыш. Как и в прошлом году, ледяная
церквушка на льду реки. Величественный
ледяной крест, а по кресту – виноградная
лоза. Ледяной престол. Начинается великое
водоосвящение, как в старину говорили
«водокрещение». Епископ Тобольский и
Тюменский Димитрий обращается к пришедшему на Иртыш народу и говорит просто и проникновенно о том, что за великий
праздник Крещение, говорит про то, что вот
уже в течение двух тысячелетий христианский мир в сугубой молитве Богу освящает
воды. Крещенская вода – Агиасма! Великая
святыня! Ее христианин бережно хранит и
благоговейно принимает для освящения, исцеления, очищения души и тела. Крещенскую
воду употребляли для освящения новых икон
и других вещей, имеющих священное назначение, и даже для причащения кающихся,
находящихся под запрещением.
Началась служба водосвятия. Владыка
совершил каждение полыньи-иордани, трижды
освятил большим напрестольным крестом
воду Иртыша. В этот день освятились все
русские реки, все воды Земли. Крещенскою
водою, стекшей с креста, Владыка освятил
народ. Водосвятие закончилось, и огромные
толпы людей с бидонами, банками, канистрами, бутылями устремились к полынье. Но милиция на посту – сдерживает людские массы,
ведь если все выбегут на лед, то лед может
и не выдержать, лед, он материя хрупкая.
Попросились у милицейского начальника,
мол, мы не просто за водой – будем погружаться в купель.
Ну, ладно – проходите.
В этом году для тех, кто хочет
погрузиться в студеную воду есть
даже специальная ледяная раздевалка. Желающих много. Вот,
радостно фыркая, прибежал одеваться крепкий мужчина (настоящий сибиряк!). Перекинулись парой
слов. Оказалось тоже из Тюмени.
Год назад приехал в Тобольск на
праздник Богоявления, и так понравилось, что ждал не дождался
весь год, когда снова придет этот
радостный праздник, чтобы вновь
приехать в Тобольск.
Вот мальчишка лет десяти, которого привел отец, смело окунулся в
купель, но в раздевалке стукнулся
затылком о ледяную стенку, заплакал. Эх, ты! Под лед нырял – не плакал, а тут
разревелся. Мальчишка пристыженно замолчал. Разделся Мирослав, перекрестился: «Ну,
Господи, благослови!» А за ним и Евгений,
и Юрий, ухнул, зажмурился. Крещенская-богоявленская, душу освяти, телеса очисти,
во имя Отца – аминь!, и Сына – аминь!,
и Святого Духа – аминь! «Во Иорда-а-ане
крещающуся Тебе, Господи…»
Все блестит инеем. Мутно светит невысокое солнце над Иртышом. И такой покой, и
такая радость в душе, и такая уверенность,
что Господь с нами и никогда нас не оставит. И идем мы один за одним к купели:
грешники, прелюбодеи, чревоугодники, пьяницы, сквернословы… Милиционер засмеялся: «Молодцы, мужики!»
– А сам-то чего? Тоже давай окунись!
А потом был горячий чай, пельмени, шутки, смех. Назад ехали уже по темноте. Юрий
уже больше не курил. Может, насовсем бросил? Отче, Сыне и Душе Святой! Просвети
нас светом Твоим, нас, омраченных нерадением о своем спасении.
В.Г. Богомяков, г. Тюмень
|