ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№01 2015 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Малоизвестная фотография святителя Луки

Личность врача, ученого, епископа Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого – святителя Луки – по прошествии времени будет вызывать все больший интерес и, как следствие, желание узнать о нем как можно больше. В своей автобиографии он отразил все основные события его жизни, некоторые достаточно подробно. Но многие страницы его жизни по насыщенности событиями, их драматизму заслуживают отдельной книги. И, несомненно, такие книги еще появятся

30 марта 1904 года первый отряд Красного Креста, сформированный при Мариинской общине сестер милосердия в Киеве, выехал из города на Дальний Восток. В.Ф. Войно-Ясенецкий ничего не пишет о тех тяготах, которые пришлось пережить, а их было предостаточно.

Работа в качестве врача в госпитале во время русско-японской войны, с одной стороны, стала испытанием физических и нравственных сил молодого человека, вчерашнего студента, с другой – оказала огромное влияние на становление его как хирурга. В это же время произошло важнейшее событие в его личной жизни.

Сам Войно-Ясенецкий этому периоду посвятил меньше страницы: «Сразу стать земским врачом мне не пришлось, так как я окончил университет осенью 1903 года, перед самым началом войны с Японией; и началом моей медицинской работы была военно-полевая хирургия в госпитале Киевского Красного Креста возле города Читы.

В нашем госпитале было два хирургических отделения: одним заведовал опытный одесский врач, а другое главный врач отряда поручил мне, хотя в отряде были еще два хирурга значительно старше меня. Я сразу же развил большую хирургическую работу, оперируя раненых, и, не имея специальной подготовки по хирургии, стал сразу делать крупные ответственные операции на костях, суставах, на черепе. Результаты работы были вполне хорошими, несчастий не бывало. В работе мне много помогла недавно вышедшая книга французского хирурга Лежара «Неотложная хирургия», которую я основательно проштудировал перед поездкой на Дальний Восток.

Я не был кадровым врачом и военной формы никогда не носил.

В Чите я женился на сестре милосердия, работавшей прежде в Киевском военном госпитале, где ее называли святой сестрой (Анна Васильевна Ланская). Она покорила меня не столько своей красотой, сколько исключительно добротой и кротостью характера… Мы уехали из Читы до окончания войны…»

Венчание состоялось в конце 1904 г. в церкви Михаила Архангела, построенной в 1776 г. (в Чите ее называют «Церковью декабристов», потому что здесь венчались некоторые декабристы).

Писательница Н.А. Лухманова (несколько лет жившая в Тюмени) во время русско-японской войны в качестве журналистки и сестры милосердия провела в районе боевых действий несколько месяцев. Дневниковые записи писательницы позволяют представить обстановку, в которой приходилось работать молодому хирургу: «… Сутки дежурю одна в двух палатах. Сегодня умерло двое. Надо самой закрыть им глаза, скрестить руки, велеть их одеть и помолиться над беднягами, отправляя в мертвецкую. Большинство бредит войной, вскакивают, пытаются бежать, спрашивают, кого убило, где офицер, фельдфебель? Бессвязно твердят о деревне, вспоминают жен, ребят, скотину. Кладешь на головы компрессы, даешь пить и невольно прислушиваешься к обрывкам сна души…»

В одном дореволюционном издании встретилась фотография, на которой изображен молодой врач В.Ф. Войно-Ясенецкий перед поездкой на русско-японскую войну. В известных мне изданиях, посвященных святителю Луке, этой фотографии встречать не приходилось. Этот фотодокумент представляет ценность и тем, что дает нам возможность узнать, кто окружал молодого хирурга в период его становления.

При внимательном рассматривании фотографии обращает на себя внимание то, что, в отличие от большинства на фотографии, на лице Войно-Ясенецкого лежит печать заботы, молодой врач как бы погружен в свои мысли, он не смотрит в объектив фотокамеры. Даже его поза – рука, опирающаяся на спинку стула, диссонирует с общей композицией. Впечатление, что опытный фотограф угадал внутреннее состояние молодого человека и принял именно такое решение. Нам неизвестно, как молодой врач принимал решение о поездке на войну, был ли у него какой-то другой выбор.

Изучение фотографии дает пищу для размышлений. Можно даже предположить, что за левым плечом старшего отряда И.А. Юцевича стоит будущая избранница Войно-Ясенецкого – медсестра Анна Васильевна Ланская. Сравнение более крупной фотографии А.В. Ланской с женскими лицами на групповой фотографии позволяет сделать такое предположение. Войно-Ясенецкий писал, что к ней сватались двое врачей, но она предпочла молодого хирурга.

Короткая поездка на русско-японскую войну оказала огромное влияние на судьбу В.Ф. Войно-Ясенецкого. Уезжал он молодым специалистом, вернулся врачом с богатым опытом, полученным в экстремальных условиях, и семейным человеком.

А. Вычугжанин, г. Тюмень

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.