Притча к заключению.
Позвали добродетели человека на прогулку.
Но у того сто причин нашлось для отказа.
И времени нет, и ноги болят, и вообще,
смертельно устал после работы!
- Нет, не могу, даже и не просите!
Ушли добродетели.
И - тут как тут злые привычки и грехи:
- Пошли с нами гулять!
И что же?
Сразу и время нашлось, и ноги перестали
болеть, и усталость куда только девалась!
Словом, не раздумывая, пошел с ними
человек. Хорошо еще, если эта прогулка
была временная, а не вечная!
Монах Варнава (Санин)
Законы, которые пророк Моисей дал еврейскому народу, имели целью регулировать
не только его религиозную, но и гражданскую
жизнь. Десять заповедей и другие заповеди,
определяющие моральное поведение человека, составляют вместе с новозаветным учением единый нравственный закон. О десяти заповедях надо сказать, что они содержат в себе самые основы нравственности,
закладывают те фундаментальные принципы,
без которых невозможно существование никакого человеческого общества.
В заповедях есть определенная последовательность. Так, в первых четырех заповедях говорится об обязанностях человека по
отношению к Богу, следующие пять определяют взаимоотношения между людьми, последняя – призывает к чистоте мыслей и желаний.
Если бы человеческая природа не была
повреждена грехом, то, вероятно, одного голоса совести было бы достаточно, чтобы регулировать все человеческие взаимоотношения.
Выражены десять заповедей весьма кратко и ограничиваются самыми минимальными требованиями. Господь Иисус Христос в
Своих беседах нередко ссылался на ветхозаветные десять заповедей и давал им более
глубокое и совершенное понимание.
Чтобы заповеди Божии принесли нам пользу, необходимо их сделать своими, т.е. постараться, чтобы они не только руководили нашими поступками, но чтобы они стали нашим мировоззрением, проникли в наше подсознание,
или, по образному выражению пророка, были
написаны Богом на скрижалях нашего сердца.
Тогда на личном опыте мы убедимся в
их возрождающей силе, о чем писал праведный царь Давид: «Блажен человек, у которого воля в Законе Господа и который
размышляет о Законе Его день и ночь. Он
будет, как дерево, посаженное при потоках
вод, которое приносит плод свой во время
свое, и лист которого не вянет, и все, что
он ни делает, будет успешно» (Пс. 1:1-3).
На вопрос юноши, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную, Господь
Иисус Христос ответил: «Соблюдай заповеди!» (Мт. 19:16-22).
Суммируя их, мы видим, что:
Первая заповедь призывает нас поставить
Бога в фокусе наших мыслей и стремлений;
Вторая – запрещает преклоняться перед чем-либо или служить чему-либо, вместо Бога и учит не порабощаться страстями;
Третья – учит благоговеть перед Богом
и Его именем;
Четвертая – посвящать Ему седьмой день
недели и вообще часть своей жизни;
Пятая – учит почитать родителей и вообще старших.
Следующие четыре заповеди внушают уважение к ближнему и запрещают причинять ему
какое-либо зло: лишать его жизни или вредить
его здоровью, посягать на его семейную жизнь,
его имущество и ронять его честь.
Наконец, последняя заповедь запрещает
завидовать и призывает к сердечной чистоте.
Таким образом, десять заповедей дают людям то основное нравственное руководство,
которое необходимо для созидания как частной, так и семейной, и общественной жизни.
Опыт веков показывает, что, пока государство в своем законодательстве руководится этими моральными принципами и
заботится о соблюдении их, жизнь в стране
течет благополучно. Когда же оно отступает
от этих принципов и начинает попирать их,
будь это тоталитарное или демократическое
государство, жизнь в стране приходит в
расстройство – и надвигается катастрофа.
Господь Иисус Христос раскрыл глубокий
смысл всех заповедей, объяснив, что, по сути,
они сводятся к учению о любви к Богу и ближним: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим, а ближнего своего возлюби, как
самого себя… На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мт. 22:37-40).
Помощи Божией всем нам!
Подготовила Елена Зарова,
г. Тобольск.
|