Праздник Крещения Господня повсеместно
в православных храмах празднуется с большой
торжественностью. Придя в церковь в этот
день, названный также Богоявлением, нельзя
не ощутить огромную благодатную силу, проистекающую как от слов праздничного Богослужения, так и от Великой святыни праздника –
крещенской воды, получающую в этот день силу
исцелений и освящения душ и телес верующих
как нерукотворенных храмов Духа Святаго, а
также всех земных вещей, к чему прикасается
эта Великая святыня.
Откуда эта великая благодатная сила
праздника Крещения Господня?
О чем говорят духовное преображение и
духовная радость и умиление, происходящие в
этот день в душе каждого христианина, ведущего внимательную духовную жизнь? Для ответа на эти вопросы, нужно проследить его
историческое происхождение и убедиться, что
этот праздник, как и все остальные праздники
в Православной Церкви, установлен Самим Богом и имеет под собой реальное историческое
событие, произошедшее почти 2 тыс. лет назад.
История праздника
Первым и самым главным историческим
документом, освещающим двухтысячелетнюю
тайну праздника, сокрытую во тьме веков, является для нас Святое Евангелие. Оно переносит нас в далекие времена в начало т. н. «нашей эры», в 30-й год от Рождества Христова.
«В пятнадцатый год правления Тиверия
кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в
Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при
первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране
Иорданской, проповедуя крещение покаяния
для прощения грехов…» (Лк. 3:1-3).
Крещение Иоанново было символическим
и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося
и уверовавшего в Спасителя, будет очищена
от всех грехов Христом.
«Когда же народ был в ожидании и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, Иоанн всем отвечал: я крещу вас
водою, но идет Сильнейший меня, у Которого
я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое
и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лк. 3:15-17).
«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же
удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую
правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды – и се,
отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа
Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий:
Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором
Мое благоволение (Мф. 3,13-17).
Как видим, в Евангелии указывается даже
события и лица, в правление которых пришел
Господь Иисусс Христос креститься на Иордан.
При тщательном исследовании этих лиц событий можно установить, что Крещение Господне
не миф, а реальность.
Об истинности события Крещения также говорит практика Церкви. Праздник Крещения Господня – один из самых древних
праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника – «Епифания» – явление, или «Теофания» – Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы».
Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы
явить миру Свет Неприступный.
О празднике Богоявления упоминается и
в Постановлениях Апостольских, где говорится: «Богоявления праздник да празднуют, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде
голубине, показавшу предстоящим Свидетельствованнаго» (кн. 5, гл. 42; кн. 8, гл. 33). Во
II веке на празднование Крещения Господня
и ночное перед этим праздником бдение (богослужение) указывает Климент Александрийский. В III веке свои беседы на Богоявление
составили священномученик Ипполит Римский
и св. Григорий Неокесарийcкий. Святые отцы
IV века: Григорий Богослов, Григорий Нисский,
Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие оставили нам свои глубоко назидательные поучения, произнесенные
ими в праздник Богоявления.
Святые отцы: Анатолий, архиепископ Константинопольский (V в.), Андрей и Софроний
Иерусалимские (VII в.), Косма Маиумский и
Иоанн Дамаскин (VIII в.), – составили каноны, а святые Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX в.) – многие песнопения на праздник Крещения Господня, до сих пор поющиеся в день праздника.
При праздновании Крещения между Восточной и Западной Церквами не было той
разницы, которая существовала при праздновании Рождества Христова. Праздник Богоявления в Восточной и Западной Церкви с
одинаковой торжественностью всегда праздновался 6 января.
Впоследствии от праздника Богоявления
отделяется праздник Рождества Христова,
который Церковь стала праздновать с III-IV
вв. 25 декабря (по ст. стилю) в противовес
языческому (древнеримскому) культу рождения Солнца, который отмечался на 4-5 день
после зимнего солнцестояния.
Праздник Крещения Господня отмечается
не только в православной Церкви, но также в Католической, Коптской, Армянской и
других христианских церквях.
О значении Крещения Господня
Своим Крещением в святых водах Иордана, Господь потопил человеческие грехи, тем
самым освятив все водное естество Земли,
положил начало Своему земному служению,
а также преобразовал крещение, производимое Иоанном Предтечей, «в покаяние»,
то есть в знамение будущего благодатного
крещения «во оставление грехов» – в Таинство Крещения от воды и Духа.
Вот что пишет в беседе на день Богоявления известный богослов и преподаватель
Московской Духовной академии схиархимандрит Иоанн Маслов:
«...Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества,
свет, обновление, исцеление и как бы новое
рождение (пакибытие)... Крещение Христа в
водах Иорданских имело не только значение
символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана
Господь освятил «все естество вод» и всю
землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество (через
Крещение) преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все
двуединое человеческое естество – на тело
и душу человека... Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением
и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного
способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения».
Но самое главное значение праздника
есть откровение Самим Богом тайны Своего
Троического существования: «При Крещении
Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности
Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице» (схиархим. Иоанн Маслов).
«Троица Бог наш, Себе нам днесь нераздельно яви: ибо Отец явленным (открытым, явным) свидетельством сродства (родство) возгласи, Дух же голубиным образом
сниде с Небес, Сын Пречистый верх Свой
Предтечи преклони… » – поет в день Крещения Господня Святая Церковь.
Тем самым, праздник Крещения имеет
большое преобразующее значение для каж-
дого христианина и открывает нам Бога в
Троице, во Христе явившего нам Спасителя
и Искупителя наших грехов.
О святой крещенской воде
В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает великое освящение воды в этот день. В Крещенский сочельник, накануне праздника, вода освящается в храмах, в самый же праздник Крещения (Богоявления) – в реках или других
местах, где берут воду. Крестным ходом на
Иордан называется шествие для освящения
природных водоемов.
Богоявленская (крещенская) святая вода
называется в Православной Церкви великой
Агиасмой – Великой святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют
великое благоговение. На ектеньи великого
освящения воды Церковь молится:
«О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения),
благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…» «О еже быти
воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим
ю и емлющим, во освящение домов…, и на
всяку пользу изрядну (сильную)…»
В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.
Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной.
Раннее упоминание об особом почитании
воды, набранной в день Крещения Господня,
и о ее чудесных свойствах (в первую очередь
способности не портиться в течение долгого
времени) содержится в одной из антиохийских проповедей свт. Иоанна Златоуста (387
год): «Христос крестился и освятил естество
вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой
и хранят весь год. И так вода в существе
своем не портится от продолжения времени,
почерпнутая ныне, целый год, а часто два и
три года остается свежей и неповрежденной,
и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».
Параллель с этим почитанием исследователи усматривают в сообщении свт. Епифания
Кипрского о почитании реки Нил и других рек
в день 6 января, когда вода, по мнению верующих, меняла свои свойства. Свт. Епифаний
сопоставлял этот феномен с чудесным превращением воды в вино в Кане Галилейской.
В Русской Православной Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как Великую святыню, т.е. подобно антидору, просфоре и т.д.
Эту святыню Церковь употребляет для
окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа,
как врачевство; назначает ее пить тем, кто
не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали
раньше дома своих прихожан, окропляя их
жилища, и, таким образом, распространяли
благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.
В знак особого почитания Богоявленской
воды как драгоценной Великой святыни в
Крещенский сочельник и установлен строгий
пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и
во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное
наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих пием без сомнения
сию святую воду».
Подготовил С. Махонин,
по материалам интернет-ресурсов
|