ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№1 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Поговорим о заповедях Божиих

Для духовного возрождения общества крайне необходимы катехизация и обучение людей основам веры. Ведь большинство россиян хотя и причисляют себя к православным, но даже не все Заповеди знают. Согласно социологическому опросу, люди помнят заповеди «Не убий», «Не укради» и иногда - «Не прелюбодействуй». Сегодня мы начнем разговор о заповедях.

Первая и вторая заповеди

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Евангелие от Матфея 22, 37-40).

Если расставлять приоритеты и говорить о новозаветной Христовой Церкви, есть заповеди, которые дал Сам Господь, обращаясь к христианам первого века. Он говорил, что есть две главные заповеди, которые нужно соблюдать, чтобы наследовать Царствие Небесное: возлюби Бога своего всей душой и всем сердцем и возлюби ближнего, как самого себя.

Эти заповеди перекликаются с ветхозаветными заповедями, теми, которые Господь дал Моисею, всему израильскому народу, и через него - всему человечеству. Наверное, нет человека на земле, который не знал бы, что существуют 10 заповедей, данных Богом. Эти заповеди очень тесно перекликаются с нашим нравственным законом. По сути человек, даже не будучи христианином, невольно выполняет эти заповеди, следуя голосу своей совести.

Ведь совесть - это и есть голос Бога в душе человека. А вот как научиться исполнять две главные заповеди? Вопрос не простой. Как возлюбить Господа, Которого мы не видели и, как нам кажется, Которого мы не знаем? Действительно, из нас, ныне живущих, никто Бога не видел.

Видеть Христа посчастливилось только первым христианам. Но ведь каждый из нас ощущал благодатную помощь Божию, особенно когда в безвыходной ситуации мы обращались к Нему, чувствовали Его помощь. Можно провести такую аналогию: ребенок, который находится под сердцем, в утробе, маму тоже не видит, но всем своим телом, всей своей душой ощущает заботу о нем, материнское попечение. Ближнего своего мы видим. Его надо полюбить. Казалось бы, что проще? Отнюдь. Тем более, нужно правильно понимать, кто такой ближний. Мы сразу думаем о наших родственниках. Но Христос говорил о том, что ближний - это все люди вокруг. Это сосед или соседка, которые постоянно докучают нам, это и наш одноклассник, который почему-то все время норовит обидеть, это и хулиганы, которые живут в нашем дворе. И полюбить их без помощи Божией - невозможно. Сам Христос дает нам рецепт еще в Евангелии: в первую очередь делать добро тем, кто делает нам что-то неприятное. Отвечать добром на зло. Если человек желает тебе зла, желай ему добра, молись за него. А это будет уже доброе дело, первый шаг, чтобы полюбить своего ближнего.

Помоги нам, Господи, в исполнении этой заповеди!

Третья заповедь

Люди сегодня настолько пропитаны грехом и ложной духовностью, что зачастую не в состоянии осознать всю полноту, которая изложена в десяти Заповедях Господних.

Живя «как все», не совершая смертных грехов, многие считают себя чуть ли не праведниками, между тем как нередко впадают в грех. Как часто приходится слышать произношение имени Божиего всуе, к слову или с воздыханием. А третья заповедь гласит: «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе» (Исх. 20, 7).

Когда на небе произносится имя Божие, то склоняются в страхе небеса, звезды сияют ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля Славы Твоея», - а святые угодники Божии падают ниц.

Как же тогда смертные уста дерзают поминать Наисвятейшее имя Божие без душевного трепета, без глубокого воздыхания и тоски по Богу? Когда человек лежит на смертном одре, какие бы имена он ни призывал, ни одно из них не способно сделать его храбрым и вернуть душевный мир. Но имя Господа Иисуса Христа, произнесенное хотя бы раз, придает храбрости и водворяет мир в душе человека. Поминание этого утешающего имени облегчает последний вздох его.

Один золотых дел мастер, работая в своей мастерской, непрестанно употреблял имя Божие всуе: или как клятву, или как присказку. Паломник, проходивший через это селение, услышал эти слова и был крайне возмущен. Он громко позвал мастера по имени, чтобы тот вышел на улицу, а сам спрятался. И когда мастер вышел на улицу, он обнаружил, что никого нет. Удивившись, он вернулся в свою мастерскую и продолжил работу. Через некоторое время странник вновь зовет его, а когда тот выходит, делает вид, что совсем не звал его. Сильно разгневанный мастер крикнул страннику: «Искушаешь ли ты меня, странник, или шутишь, когда у меня столько работы? Ты зовешь меня, а потом делаешь вид, что не звал». Отвечает ему странник миролюбиво: «Воистину, у Бога значительно больше работы, чем у тебя, ты же все время поминаешь Его всуе, а на меня обижаешься за то, что я тебя отвлек. Кто имеет больше оснований сердиться - Бог или ты, золотых дел мастер?». И мастеру стало стыдно. Вернулся он в свою мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.

Пусть же имя Господне, как неугасимая лампада, непрестанно теплится в нашей душе, в мыслях и сердце, но не касается нашего языка без значительного и торжественного повода.

В одну больницу приехал на практику доктор; ему дали ассистента, с которым приходилось проводить время с утра до ночи, оперируя и перевязывая больных. Ассистент имел привычку грязно ругаться. Он никого не щадил в своих выражениях. Его грязная ругань не миновала даже Бога Саваофа. Однажды доктора посетил его приятель, приехавший из города. Доктор пригласил его присутствовать на операции. Больному вскрывали гнойник. Гостю стало дурно при виде страшной раны, из которой истекал гной. Вдобавок ассистент доктора, не умолкая, грязно ругался. Не выдержав, гость спросил: «Как можешь ты слушать эти мерзкие богохульные слова?». Доктор отвечал: «Друг мой, я привык к тому, что существуют грязные раны и что из ран часто течет гной. Если на теле больного есть гнойный нарыв, то гной, благодаря ране, становится видимым, и этот нарыв можно вылечить. Но бывает гной в душе человека, и обнаружить его возможно, лишь когда он истекает через уста. Мой ассистент, ругаясь богохульно, обнаруживает для нас накопившееся зло, которое изливается из его души, как гной из раны».

Вот что говорит святитель Николай Сербский: «О Всемилостивый Боже, даже жабы не ругают Тебя, а человек ругает! О Всетерпеливый, почему змеи не хулят Тебя, а человек хулит? Почему змея ближе к ангелам, чем человек? О Всепрекраснейший, почему ветер, крестообразно опоясывающий землю, не обращается всуе к имени Твоему, а человек обращается? Почему ветер более богобоязнен, чем человек? О, Пречудное имя Божие, как ты всесильно, как ты прекрасно и как сладко! Пусть умолкнут уста мои навек, если произнесут его небрежно, нечисто и всуе».

Будем же и мы внимать себе, дабы не согрешать против третьей заповеди.

(Продолжение следует...)

Подготовила Елена ЗАРОВА,
г. Тобольск

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2025 г.