Прихожанам храма во имя святителя Николая Чудотворца города Тюмени полюбилась такая форма общения с настоятелем храма протоиереем Ростиславом Петровым, когда они в определенные дни, в назначенное время или, как они говорят, «в пастырский час», могут придти к батюшке и поговорить с ним о самом сокровенном, что их волнует.
О новом явлении в приходской жизни, о новой форме общения священника со своей паствой наш корреспондент попросил рассказать настоятеля храма протоиерея Ростислава Петрова.
- Отец Ростислав, у Вас на приходе сложилась необычная практика проведения так называемых "пастырских часов". Что это означает и как Вы пришли к такой форме общения с прихожанами?
- В 1992 году, будучи студентом Московской духовной семинарии, я услышал рассказ о практике, тогда уже известного, протоиерея Димитрия Смирнова. После воскресной Литургии он садится на стульчик, и к нему люди подходят по одному и задают вопросы. Я взял это себе на заметку и подумал, если Господь сподобит быть священником, нечто похожее надо практиковать, поскольку сам знал, что, будучи молодым человеком, в искании Бога, веры, имел необходимость общения со священнослужителями. В голове рождалась масса вопросов, которые я даже записывал в блокнотик, и мне хотелось с кем-то их разрешить. Но поскольку священнослужителей в то время было крайне мало, была в этом проблема.
Когда я стал настоятелем храма Покрова Божией Матери в Мегионе, столкнулся еще с такой проблемой, что многие люди несут свои проблемы, приходят с вопросами именно на исповедь. Исповедь - это Таинство, в котором человек должен получить оставление грехов, исцелить душу, не какие-то житейские, пусть даже трудные вопросы решить, а именно получить оставление грехов, очищение совести. И возникла идея отделять исповедь от беседы, поскольку исповедников было вечерами очень много. Я стал назначать дни среди недели, когда бы люди могли подойти и задать любые интересующие их вопросы. Что и получилось. Исповедь от беседы отделилась. На Исповеди стало гораздо легче и людям, и священнику. А пастырский час название условное, потому что. бывает, и два-три часа он длится. Скорее всего, это название можно согласовать с украинским словом: «час», то есть «время», - «пастырское время».
Люди стали приходить и, не стесняясь, задавать вопросы. Эту практику я перенес и сюда, в Никольский приход г. Тюмени, и людям это нравится. Очень важно побеседовать с человеком в небогослужебной обстановке, когда человек может раскрыться, рассказать о себе. Таким образом у меня произошло знакомство со многими прихожанами. На Исповеди многого не скажешь, кроме грехов, а в частной беседе - да. В частной беседе человек рассказывает о себе, о своей семье, о своих проблемах, о своей жизни, а священнику, как врачу душ, это необходимо знать. Тогда усерднее молишься о человеке, вносишь его и членов его семьи в свой помянник, стараешься молиться за них и, конечно, знаешь уже, как помочь в той или иной ситуации именно с духовной точки зрения.
- Люди подходят к Вам по очереди или это происходит тайно?
- Здесь тайного ничего нет. Это не тайна Исповеди. Люди подходят с личными вопросами. Заходят по одному, и мы беседуем. Иногда дают волю чувствам. За стенкой храма все равно не слышно, о чем здесь идет речь. Бывает, по двое приходят, семьями, реже - по трое.
- В какие дни приходят люди, и сколько человек посещает такие беседы?
- К сожалению, не могу позволить себе больше, чем раз в неделю, но хотя бы раз в неделю стараюсь встречу провести, по вторникам. За три часа проходят порядка от 10 до 20 человек в среднем.
- Какие бывают вопросы, если не касаться вопросов личного характера?
- По сравнению с северными приходами сошли к нулю вопросы материальные: "Помоги, дай денег!». Там было около половины таких вопросов. Потом этот уровень снизился. Здесь, в Тюмени, на пастырском часе уже задают больше духовные вопросы. Распространенный вопрос о молитвенном правиле: как читать молитвенное правило, как включать в него Псалтирь, Евангелие, каких святых отцов читать в той или иной ситуации. Это самые распространенные вопросы, и собственно ради разрешения таких вопросов пастырский час и был установлен. То есть человек просит духовного руководства. Очень много также вопросов, связанных с семейными проблемами: нестроение в семье, также о физических болезнях - какое молитвенное правило читать, какие духовные средства здесь могут быть применены.
- Бывают ли такие случаи, когда Вы для разрешения вопросов отсылаете человека прочитать какую-то книгу, чье-то духовное наставление и т.п.?
- Нет. Для беседы приходит процентов 70 людей воцерковленных, которые все эти книги прочли, и их волнует вопрос конкретный, применительно к их ситуации. И процентов 30 приходит людей, у которых вопросы типа: «Я в первый раз, у меня такая-то проблема...». Да, чаще всего отправляешь для разрешения духовных проблем на Таинство Исповеди, особенно если человек ни разу не исповедовался. Очищение совести дает много. Учишь молиться и, конечно, отправляешь к простой богословской, вероучительной православной литературе. Все это делается в комплексе: нужно и читать, и молиться, и приступать к Таинствам.
Иногда бывает, что человек находится только на пути к вере, в голове такой религиозный винегрет... Приходится тогда доказывать, к примеру, истинность Православия, но это стало случаться очень редко... Про бредовые идеи и мысли я умолчу. Бывают такие случаи, что человеку надобно к психиатру, и иногда думаешь: "Вот бы записаться на курсы психиатров, чтобы распознавать психические болезни».
- Вот об этом я тоже хотел Вас спросить. Бывают проблемы не духовные, а психологические, на которые нужно ответить не как священник, а как психолог. Как Вы поступаете, когда понимаете, что не можете как священник разрешить данную проблему, а требуется помощь психолога. Как Вы поступаете в этом случае?
- Во-первых, лучшая психология - это святоотеческое наследие, и святые отцы -это лучшие психологи. А если вопросы психиатрии, то, бывает, отправляешь к врачу - нужно пропить какие-то таблетки. Вот в этом я, к сожалению, не силен. Каждый раз при этом думаешь: хорошо бы получить дополнительное образование психиатра. Бывают случаи, когда сами приходят, или с ребенком какие-то проблемы психические. Почему бы и ни обратиться к врачу и ни применить какие-то лекарственные препараты.
- Скажите, есть ли такая практика в других городах или регионах России?
- Я знаю, что в крупных храмах вообще практикуется дежурство священников, потому что люди приходят с совершенно разными вопросами. Решают их попутно, то есть тут же. Это вопросы как окрестить, как освятить крестик, что-то еще. Такое дежурство организуется в крупных, многоштатных приходах. Я такую практику встречал в Москве, в Туле, в Иркутске.
- В Знаменском соборе Тюмени есть дежурные священники. Но, правда, редко когда между службами в храме можно увидеть священника. Как Вы считаете, есть ли такая проблема - недоступность священника?
- Есть, конечно, я сам иногда бываю недоступен, если уехал куда-то на требы, или выехал из города, или вызван куда-то по делам благочиния или епархии. Бывает, что я даю свой сотовый рабочий телефон, и люди разрешают свои вопросы по телефону. Есть такая проблема, но я считаю, что эта проблема решаема - самим священником, настоятелем.
В одном храме, в Нижегородской области, - он, правда, маленький, один священник там служит, - сотовый телефон священника крупными цифрами напечатан на дверях храма. Точнее, при входе в храм. Это очень смелый шаг со стороны священника. Потому что вопросы бывают всякие...
- Но бывает, что батюшки просто убегают от прихожан...
- Опять же - в какое время? Батюшка - тоже человек, состоит из плоти и крови... Бывает такое, я сам даже убегал. Когда служба, масса людей исповедуется в субботу вечером, не отдохнув, идешь на Литургию, причащаешь в течение часа, а то и более... Уходишь со службы, и еще после службы что-то, и Воскресная школа - ноги едва несут. Поэтому бывает и такое.
- То есть это, в основном, из-за нехватки священников случается?
- Да, совершенно верно. И если священник обладает временем, может сам распределять свое время, то он будет доступен.
То есть недоступность священников случается от перегрузки. Конечно, бывает человеческий фактор, когда священник сам по какой-то причине не стремится помочь, но, в основном, на своей практике я видел, что такое бывает от того, что священник физически не может найти время для беседы.
- Я слышал, что подобная пастырским часам практика совершается в католических храмах - такая беседа со священником один на один.
- Да, именно так совершается католическая исповедь. Я когда был в католических храмах, встречал такое: дежурный священник сидит в кабинке и принимает исповедь. Например, на польском - там-то, на итальянском - там-то. К нему приходят в час один-два человека. Это тоже своеобразная форма дежурства.
- Это как-то перекликается с Вашей практикой пастырских часов?
- В какой-то мере да. В этом я ничего сверхъестественного не вижу и считаю, что это возможно везде.
- Иногда верующие сталкиваются с проблемой, что очень нужно исповедоваться, а священник отказывает в исповеди. Что Вы по этому поводу можете сказать: это нерадивость прихожанина или нежелание помочь священника?
- Я думаю, что только в каких-то особых, крайних случаях священник может отказать в Исповеди: если он спешит на пожар или срочно окрестить умирающего человека - например, на смертном одре у человека созревает желание креститься, - и тогда есть такие правила, когда даже можно остановить Литургию и окрестить умирающего человека. Но если и такой случай, то не отказать, а сказать: «Братец, подожди. Сейчас потушу пожар или окрещу умирающего, а потом приду и приму твою Исповедь». В таком случае - да. Может быть, такой случай попадался? Если нет. то священнику нужно хотя бы 10 минут найти и принять Исповедь человека, если он просит. Если он трезвый. Поясняю, почему «трез-вый». К сожалению, иногда бывает так (с интонацией пьяного человека): «Мне нужно исповедоваться вот именно сейчас» или «повенчаться во-от прямо сейчас».
С протоиереем
Ростиславом ПЕТРОВЫМ беседовал
Сергей МАХОНИН, г. Тюмень
|