Святитель Феофан, в миру Георгий Васильевич Говоров, родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии. Первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме. От отца он унаследовал живость и чистоту ума, от матери - нежное, любящее сердце, кротость, скромность и впечатлительность.
В 1823 году отрок Георгий поступил в Ливенское духовное училище. Способный отрок легко прошел курс и в 1829 году в числе лучших учеников был переведен в Орловскую семинарию.
С отличием окончив семинарию в 1837 году, Георгий Васильевич Говоров получает назначение в Киевскую духовную академию. Здесь завершилось образование и ясно определилось направление нравственной жизни Георгия Говорова, а добрые качества нравственного поведения предуказали его путь к иноческой жизни.
Благодатное влияние оказала на Георгия Киево-Печерская Лавра, которую юный студент нередко посещал. Впечатления от ее посещения будущий святитель пронес до конца жизни. В последний год учебы у Георгия Говорова окончательно созрело желание служить святой Церкви в иноческом чине. 1 октября 1840 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, он подал академическому начальству прошение о пострижении в монашество, в котором писал: «Имея постоянное усердие к занятию богословскими предметами и к уединенной жизни, я, чтобы соединить то и другое на предлежащем мне служении Церкви, положил обет посвятить жизнь свою монашескому званию».
15 февраля 1841 года он принял постриг с именем Феофан. Чин пострижения совершен был в Свято-Духовской церкви Киево-Братского монастыря ректором академии
архимандритом Иеремией. В апреле 1841 года тот же Иеремия, уже епископ Чигиринский и викарий Киевского митрополита, рукоположил инока Феофана в иеродиакона, а 1 июля - в иеромонаха.
В 1841 году, по окончании академии со степенью магистра, началась служебная деятельность отца Феофана на учебно-воспитательном поприще. 27 августа 1841 года он был назначен ректором Киево-Софиевского духовного училища, а 7 декабря 1842 года - инспектором Новгородской семинарии. За три года пребывания в Новгороде иеромонах Феофан успел проявить себя как талантливый воспитатель и прекрасный преподаватель психологии и логики.
Высшее духовное начальство высоко ценило нравственные качества и незаурядные умственные способности иеромонаха Феофана, и потому 13 декабря 1844 года он был переведен в Петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия.
1 февраля 1845 года отец Феофан был назначен помощником инспектора академии, а с 20 мая по 4 августа 1846 года он исполнял обязанности инспектора. За ревностное исполнение этих обязанностей иеромонах Феофан был во второй раз удостоен благословения Святейшего Синода, а 25 мая 1846 года - звания соборного иеромонаха Александро-Невской Лавры.
Глубоко преданный делу христианского воспитания, иеромонах Феофан не оставлял стремления к уединенной монашеской жизни. 21 августа 1847 года по собственному желанию он был назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, во главе которой стоял архимандрит Порфирий (Успенский), прекрасный знаток Востока, известный церковный археолог. 14 октября 1847 года миссия отбыла из Петербурга в Палестину. Шестилетнее пребывание на Востоке имело для иеромонаха Феофана большое духовное и нравственное значение. Посещая древние обители, он неутомимо изучал писания святых отцов по древним рукописям, знакомился с уставом и житиями древних подвижников восточных обителей и святой Афонской горы. Здесь, на Востоке, отец Феофан основательно изучил греческий и французский языки, познакомился с еврейским и арабским.
В 1856 году архимандрит Феофан был назначен на должность настоятеля посольской церкви в Константинополе. Константинопольская Церковь в это время переживала большие трудности в связи с распрей греков с болгарами. Русское правительство и Святейший Синод, заинтересованные в скорейшем ее прекращении, поручили архимандриту Феофану собрать сведения, касающиеся греко-болгарской распри. Находясь в Константинополе, архимандрит Феофан глубоко проникся бедствиями той и другой стороны. В это время он также находил время для заботы о своих соотечественниках, проживающих здесь.
13 июня 1857 года указом Святейшего Синода архимандрит Феофан назначается на должность ректора Санкт-Петербургской духовной академии, которую возглавляет два года. Помимо забот об учебе и воспитании будущих пастырей, отец Феофан усиленно занимался также редакторской и богословской работой. Свои сочинения он публиковал главным образом в академическом журнале «Христианское чтение», который выходил тогда под его наблюдением.
29 мая 1859 года состоялось наречение отца Феофана во епископа Тамбовского и Шацкого. 1 июня митрополитом Григорием с собором епископов в Троицком соборе Александро-Невской Лавры была совершена его хиротония.
При своих многочисленных и разнообразных делах и заботах об управлении Тамбовской епархией святитель Феофан находил время и для учено-литературной деятельности. К этому времени относится его богословский труд «Письма о христианской жизни», который заключает в себе целую систему христианского нравственного учения.
Во время одной из поездок по епархии святитель Феофан посетил Вышенскую пустынь, которая понравилась ему строгим иноческим уставом и красотой местности.
В 1861 году епископ Феофан принимал участие в торжестве открытия мощей святителя Тихона Задонского. Это событие произвело большое впечатление на Тамбовского архипастыря и послужило как бы особым благодатным освящением его собственного служения.
В 1866 году преосвященный Феофан, посоветовавшись со своим давним духовным руководителем митрополитом Исидором, подал прошение в Святейший Синод об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Ходатайство владыки Феофана
было удовлетворено - его назначают настоятелем Вышенской пустыни, а вскоре, по его собственному прошению, он полностью освобождается и от этой суетной должности.
После пасхальных дней 1872 года владыка Феофан начал вести затворническую жизнь. Он прекратил всякие сношения с людьми, перестал ходить в монастырский храм на Богослужение и затворился в отдельном флигеле. С этого времени он принимал только настоятеля пустыни, духовника игумена Тихона и келейника отца Евлампия. В своей келье он устроил небольшую церковку во имя Крещения Господня, в которой совершал Богослужения в воскресные и праздничные дни. а в последние 11 лет - ежедневно.
Одним из важнейших дел жизненного подвига преосвященного Феофана являются его замечательные труды по изъяснению слова Божия, которые представляют собой ценный вклад в русскую библеистику. В тесной связи со всеми трудами епископа Феофана в области богословия стоит его переводческая деятельность. Важнейшей из переводных работ святителя является «Добротолюбие», главный предмет которого составляют писания о духовной жизни основателей и великих учителей христианского аскетизма.
Особый вид литературных трудов преосвященного Феофана представляют его многочисленные письма, которыми он обменивался со всеми, кто просил его советов, поддержки и одобрения, начиная с сановников и кончая простолюдинами. Искренность и любовь к людям святитель сохранил до своей блаженной кончины. Все Духовные академии Русской Православной Церкви избрали святителя Феофана своим почетным членом, а Санкт-Петербургская присвоила ему в 1890 году звание доктора богословия.
6 января 1894 года, в день престольного праздника своего келейного храма Крещения Господня, около четырех часов дня, епископ Феофан мирно скончался.
Отпевание почившего епископа-затворника было совершено 11 января епископом Тамбовским Иеронимом при огромном стечении духовенства и народа. Погребение состоялось в Казанском соборе Вышенской пустыни.
На Поместном соборе Русской Православной Церкви 6-8 июня 1988 года епископ Феофан Затворник канонизирован как подвижник веры и благочестия, оказавший глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества.
Память святителя Феофана, Затворника Вышенского, совершается Православной Церковью 10/23 января и 16/29 июня.
Подготовил Сергей МАХОНИН,
по материалам интернет-сайтов
|