Празднуя святое Богоявление, перенесемся мыслию на самое место события и будем разумно внимать происходившему там! - Вот Вифавара! Вы видите на берегу святого Иоанна, в одежде из верблюжьего волоса, с поясом усменным о чреслех своих (Мк. 1, 6).
Его окружает бесчисленное множество народа из Иерусалима, Иудеи и всей страны Иорданской. Крещение Спасителя только что кончено; и очи всех обращены на восходящего от воды Сына человеческого. - Они больше ничего и не видят. - Но изострите верою око ума вашего и вслед за Иоанном, минуя сие видимое всем, установите внимательный взор на то, что не всем видимо, - на небо отверстое, голубя сходящего и глас слышанный: «Ты еси Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих!» (Мк. 1. 11). Установите взор ваш и не отрывайте внимания вашего от сего дивного видения! О! кто даст слову нашему сипу, чтоб достойно воспеть славу Бога, в трех ипостасях на Иордане явившегося!
Вместе с потерянным раем, заключились небеса правдою Божиею. Но как сильного напора вод не удерживает и крепкая преграда, так растаяла наконец крепость правды от огня любви Божией, - и се отверзошася небеса. Отверзем, братия, и мы все силы естества нашего, ненасытно восприимем Бога открывшегося и насладимся Им. Напитаем Им все чувства, все помышления и желания свои.
Мы погружены во тьму; но вот обильный свет. Мы поражены безотрадным разъединением - и с небом, и с собою: но вот всеоживляющее примирение. Мы измождены бессилием, но вот неистощимый источник всяких сил!
И так - как, после долгой ночной темноты, всякая тварь жаждет света и с желанием устремляется принять первые лучи восходящего солнца: так и мы, устремив на Богоявление просветленное верою око ума, желательно восприимем отрадные лучи Божественного устроения нашего спасения, испускаемые милостивым Словом Бога Отца, - и насладимся ими.
Как сжатая холодом зимы тварь жадно встречает разрешающую узы холода весну и приемлет снова стройное оживление: так и мы оживленным надеждою спасения сердцем восприимем примирение, возсиявающее в Господе крещаемом, - и насладимся Им!
Как во время зноя летом, жаждущая земля всеми устами пьет нисходящий с неба дождь: так и мы всем желанием души восприимем всякую силу, готовую излиться на нас от Духа, сходящего в виде голубя, - и насладимся тем!
За чем бы нам и приглашать себя к сему? - Ибо не все ли мы введены уже во все домостроительство спасения? - Не все ли потому должны быть и просвещены, и умиротворены, и оживлены? - Но, о, когда бы было так? - Некогда, помянув об Иоанне Крестителе, Господь с укором говорил иудеям: «Он был светильник, горя и светя, а вы других утех искать восхотели в час светения его». - Вот каждогодно во святой Своей церкви и на нас наводит Господь свет Иорданского при Иоанне Богоявления Своего. Не говорит ли Он нам чрез то: «Вот где свет, горящий и светящий!» - смотрите же не восхотите иначе как радоваться в час светения его.
Блюдите убо, братие, како опасно ходите! Не поражают ли иногда обольстительно слух наш обманчивые клики врагов нашего спасения?
Суемудрие глашает: «Ко мне идите, у меня свет». Но у него не свет, а только призрак света, и те. кои слушают его, на-рицают свет тьмою и тьму светом.
Мир зовет: «Ко мне идите, я дам вам мир!» Но у него не мир, а призрак мира, и увлеченные им, поздно уже обличив ложь, укорно осуждают его говоря: «Мир! мир! и где есть мир?»
Князь мира обещает простор, и жизнь, и силу, и довольство. Но у него нет ни силы, ни свободы, ни довольства, а только призрак их - и обольщенные им имя только имеют, что живы, свободны и довольны, а на деле суть обуморенные, томимые лишениями рабы.
Поспешите, братия, стяжать навык к различению всего этого при свете Богоявления и не увлечетесь тем, что именуется только светом, и миром, и силою, а не есть, но паче устремитесь к Тому, Иже есть путь, истина и живот, правда же, и освящение, и избавление.
Вот чуть не дошли мы до суда и самоосуждения. - Что же, так хочет и Господь. -Церкви повелел Он светло праздновать Свое Богоявление, а каждого из нас благоволит ввести в радость празднества только чрез суд совести. Кто вкусил даров, ради коих празднует Церковь, тот радуется; а кто не вкусил, вкуси прежде и возрадуешься. Аминь.
Святитель Феофан,
Затворник Вышенский,
6 января 1864 г.
|