ИЗДАЕТСЯ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА ТОБОЛЬСКОГО И ТЮМЕНСКОГО ДИМИТРИЯ

№1 2014 г.         

Перейти в раздел [Документы]

Христос - солнце Правды

Праздник Рождества Христова - явление в мир Спасителя - великое и радостное для каждого христианина событие. И не только для христианина, но и для всего человечества. Не случайно даже летоисчисление ведется от славной даты Рождества Христова.

В этом событии нам открывается Божия любовь к Своему творению. Бог Отец послал Своего Единородного Сына, для того чтобы спасти человечество от проклятия и смерти, примирить нас с Собою. Как через Адама в мир вошел грех, а с грехом - смерть, так и новый Адам - Христос - через смерть побеждает грех.

Родившийся Спаситель воспринял (взял) Себе человеческое тело во всем, кроме греха, подобное нам. Поэтому Христос называется еще Богочеловеком, то есть имеет два естества - Божественное и человеческое. Два пальца, пригнутые к ладони во время крестного знамения, как раз и говорят о двух естествах Христа. А еще говорят о двух пришествиях Спасителя в мир. А три пальца правой руки, сложенные вместе, символизируют Триединого Бога.

Если окунуться в историю праздника, то Рождество Христово не имело устойчивого празднования в раннехристианскую эпоху. Восточные Церкви вспоминали это событие в день празднования Крещения Господня (Богоявления). В III в. Ориген увещевает христиан не праздновать дней рождения, ссылаясь на праведного Иова и пророка Иеремию, скорбевших об этом дне (Иов 14, 4; Иер. 20, 14). Однако к началу II в. возникает интерес ко дню рождения Спасителя.

Святитель Климент Александрийский указывает на 25 декабря как на день Рождества Христова. Почему именно эта дата? Есть несколько мнений на этот счет. С точностью определить день рождения Спасителя сейчас не представляется возможным. Но так ли это важно? И Святая Церковь празднует Рождество Христа не один день. Сам факт пришествия Богомладенца Христа в наш грешный мир уже есть великое и значимое событие, и об этом уже сказано выше.

Одно из мнений по поводу даты 25 декабря таково: в этот день люди, не знавшие истинного Бога, покланялись солнцу как божеству. Церковь приняла эту дату, но дала ей совсем другое значение. В своем гимне празднику Рождества Христова она называет Самого Христа - Солнцем Правды и ясно говорит, что необходимо кланяться как божеству не светилу, а Тому, Кто это светило сотворил. Впервые Рождество Христово, очевидно, праздновали в Риме во второй четверти IV в. Не надо забывать, что до 313 года Церковь Христова была гонима и императорами, и народом. Древнейшую дошедшую до нас службу Рождества Христова ученые относят к V веку. В IV в. утверждается празднование Рождества Христова и в восточных Церквях. Свт. Василий Великий ввел этот праздник в Константинополе в 379 г., а в 430 г. его начали праздновать в Александрии.

В основе праздника - утверждение истинности воплощения Бога Слова, пришедшего на землю во плоти ради спасения человечества от рабства греха. Это значение праздника сохранялось и в эпоху догматических споров о соединении двух природ в Иисусе Христе в IV-V вв., оказавших влияние на развитие иконографии Рождества Христова.

Самые ранние изображения Рождества Христова встречаются в катакомбах и на саркофагах. В них используются уже сложившиеся в античном искусстве типы изображения роженицы, пастухов, вола и осла, яслей. В катакомбах св. Себастьяна изображаются спеленутый Младенец, вол и осел, а рядом Богоматерь в образе молодой девушки в тунике и со свободно падающими на плечи волосами.

Рельефы на саркофагах следуют простой схеме: спеленутый Младенец Христос в яслях (Лк. 2, 7), вол и осел, пастухи (Лк. 2, 8-16), реже - Мария. Нередко в раннехристианских изображениях сцена Рождества соединяется с композицией поклонения волхвов (Мф. 2, 1-12): волхвы приближаются к Младенцу по указанию звезды или подносят Ему дары. Рождество обычно изображается на фоне пещеры или под навесом в хлеву, как на многих саркофагах и в западной иконографии. Во времена Оригена показывали пещеру, где, по преданию, совершилось Рождество, а в IV веке императрица Елена воздвигла на этом месте базилику, устроив алтарь как раз над пещерой.

Во все времена в человеческом сообществе принято в день рождения приносить имениннику некие дары - подарки. Но что мы можем принести в дар Тому, Кто есть Виновник жизни вообще, и в том числе -жизни человека? Что мы можем принести Тому, Кто ни в чем не нуждается? А ответ прост: «Сыне, даждь Ми сердце твое», - так говорит Сам Спаситель в Евангелии. Но не так, как это сделал легендарный герой Данко. Хотя есть в Церкви не легендарные герои, а реальные люди, те, кто в своем сердце горели пламенной любовью к Богу и ближним. Их много, их мы именуем святыми.

А святая Церковь на этот вопрос отвечает так: небо принесло в дар звезду, земля принесла вертеп, пустыня - ясли. Мы же, род людской, принесли Марию Деву. Вот почему мы величаем Пречистую Деву Марию. И в этом прославлении исполняются слова Божией Матери: "...Он призрел на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 46-48). И не случайно второй день Рождества посвящен Богородице.

Будем же, дорогие отцы, братья и сестры, радоваться празднику Рождества Христова, потому что с нами Бог!

Протоиерей Вадим БАРАНОВ,
настоятель храма Рождества Христова,
с. Слобода-Бешкиль, Исетский район

[ ФОРУМ ] [ ПОИСК ] [ ГОСТЕВАЯ КНИГА ] [ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ] [ БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ]

Статьи последнего номера На главную


Официальный сайт Тобольской митрополии
Сайт Ишимской и Аромашевской епархии
Перейти на сайт журнала "Православный просветитель"
Православный Сибирячок

Сибирская Православная газета 2024 г.