| 
 
Рождество Христово, день, когда Спаситель явился в наш мир, –
великое для каждого христианина событие. Чувствами радости и
ликования наполнено церковное Богослужение. Святая Церковь,
заботясь о нас, так устроила служение Богу, чтобы человек всем
своим естеством был соучастником в этом величайшем общении
со своим Творцом. И, действительно, входя в храм, человек видит
иконы, которые можно назвать Евангелием, написанным красками.
К слуху молящегося человека обращены Богослужебные тексты. А
обоняние чувствует фимиам, который, как приятная жертва Богу,
возносится к Его Престолу.
 Церковные песнопения, посвященные прославлению Рождества Христова, составлены
знаменитыми богословами-песнопевцами Церкви: святителем Григорием Богословом, преподобным Иоанном Дамаскиным, святителем Косьмою, епископом Майюмским, святителем
Андреем, епископом Критским, и преподобным Романом Сладкопевцем. Чтобы передать
то, что «око не видело, ухо не слышало и что на сердце человеку не приходило», то, что
находится за пределами возможностей человеческого разума и что постигается верою.
Так заведено у людей, что в дар родившемуся человеку приносят подарки. А что можно
принести в дар рождшемуся Богомладенцу? На этот вопрос нам поможет ответить стихира
из праздничного Богослужения: 
| 
 
 Что принести Тебе, Христе,
 Яко явился еси на земли,
 яко Человек нас ради?
 Каяждо бо от Тебе бывших тварей,
 Благодарение Тебе приносит:
 Ангели пение, 
Небеса звезду, 
Волсви дары, 
Пастырие чудо, 
Земля вертеп, 
Пустыня ясли: 
Мы же Матерь Деву. 
Иже прежде век, Боже, 
Помилуй нас. 
  | 
 Что принести Тебе, Христе, 
За то, что Ты явился на земле, 
как Человек для нас? 
Каждое из бывших Тобою творений 
Приносит Тебе благодарность: 
Ангелы – песнь, 
Небо – звезду, 
Волхвы – дары, 
Пастыри – удивление, 
Земля – пещеру, 
Пустыня – ясли, 
Мы же Мать Деву. 
Предвечный Боже, 
Помилуй нас. 
 
 |   
От песни к песни раскрывается нам глубочайший смысл происходящего: Иосиф Обручник
и Пресвятая Дева Мария спешат в Вифлеем на перепись населения, объявленную кесарем
Августом; в Вифлееме они не находят места в гостинице и вынуждены провести ночь за
городом в вертепе, то есть в пещере для загона скота; в этом вертепе Мария рождает
Младенца и кладет Его в ясли; пастухам, пасущим стадо недалеко от пещеры, являются
ангелы с благой вестью о рождении Спасителя, и пастухи спешат поклониться необыкновенному
 Младенцу; на далеком Востоке персидские мудрецы видят в небе ярчайшую звезду,
по древним пророчествам, свидетельствующую о рождении Сына Божьего, и отправляются
с дарами в дальнее путешествие поклониться Ему, Солнцу Правды.
 Исполненные духовной радости о Родившемся Спасителе, творцы праздничной Рождественской
 службы всех призывают к ликованию: «Сегодня пусть веселятся небо и земля!
Да играют и ликуют горы, холмы, долины, реки и моря! Да торжествуют ангелы и люди,
ныне Христос пришел для обновления и спасения наших душ».
 
Протоиерей Вадим Баранов, 
настоятель храма Рождества Христова села Слобода-Бешкиль, 
Исетский район
 
 |