Рождество Христово, день, когда Спаситель явился в наш мир, –
великое для каждого христианина событие. Чувствами радости и
ликования наполнено церковное Богослужение. Святая Церковь,
заботясь о нас, так устроила служение Богу, чтобы человек всем
своим естеством был соучастником в этом величайшем общении
со своим Творцом. И, действительно, входя в храм, человек видит
иконы, которые можно назвать Евангелием, написанным красками.
К слуху молящегося человека обращены Богослужебные тексты. А
обоняние чувствует фимиам, который, как приятная жертва Богу,
возносится к Его Престолу.
Церковные песнопения, посвященные прославлению Рождества Христова, составлены
знаменитыми богословами-песнопевцами Церкви: святителем Григорием Богословом, преподобным Иоанном Дамаскиным, святителем Косьмою, епископом Майюмским, святителем
Андреем, епископом Критским, и преподобным Романом Сладкопевцем. Чтобы передать
то, что «око не видело, ухо не слышало и что на сердце человеку не приходило», то, что
находится за пределами возможностей человеческого разума и что постигается верою.
Так заведено у людей, что в дар родившемуся человеку приносят подарки. А что можно
принести в дар рождшемуся Богомладенцу? На этот вопрос нам поможет ответить стихира
из праздничного Богослужения:
Что принести Тебе, Христе,
Яко явился еси на земли,
яко Человек нас ради?
Каяждо бо от Тебе бывших тварей,
Благодарение Тебе приносит:
Ангели пение,
Небеса звезду,
Волсви дары,
Пастырие чудо,
Земля вертеп,
Пустыня ясли:
Мы же Матерь Деву.
Иже прежде век, Боже,
Помилуй нас.
|
Что принести Тебе, Христе,
За то, что Ты явился на земле,
как Человек для нас?
Каждое из бывших Тобою творений
Приносит Тебе благодарность:
Ангелы – песнь,
Небо – звезду,
Волхвы – дары,
Пастыри – удивление,
Земля – пещеру,
Пустыня – ясли,
Мы же Мать Деву.
Предвечный Боже,
Помилуй нас.
|
От песни к песни раскрывается нам глубочайший смысл происходящего: Иосиф Обручник
и Пресвятая Дева Мария спешат в Вифлеем на перепись населения, объявленную кесарем
Августом; в Вифлееме они не находят места в гостинице и вынуждены провести ночь за
городом в вертепе, то есть в пещере для загона скота; в этом вертепе Мария рождает
Младенца и кладет Его в ясли; пастухам, пасущим стадо недалеко от пещеры, являются
ангелы с благой вестью о рождении Спасителя, и пастухи спешат поклониться необыкновенному
Младенцу; на далеком Востоке персидские мудрецы видят в небе ярчайшую звезду,
по древним пророчествам, свидетельствующую о рождении Сына Божьего, и отправляются
с дарами в дальнее путешествие поклониться Ему, Солнцу Правды.
Исполненные духовной радости о Родившемся Спасителе, творцы праздничной Рождественской
службы всех призывают к ликованию: «Сегодня пусть веселятся небо и земля!
Да играют и ликуют горы, холмы, долины, реки и моря! Да торжествуют ангелы и люди,
ныне Христос пришел для обновления и спасения наших душ».
Протоиерей Вадим Баранов,
настоятель храма Рождества Христова села Слобода-Бешкиль,
Исетский район
|